Проблема выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями.
В настоящее время в Республике Беларусь разработан целый комплекс законодательных актов, регулирующих вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и профилактики семейного неблагополучия.
Однако, несмотря на детально описанный механизм работы по выявлению семейного неблагополучия у специалистов, особенно только приступивших к работе, остаются много вопросов.
Остановимся подробнее на работе специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования с семьей, при проведении социального расследования и дальнейшего планирования мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия.
Прежде всего, при работе с семьей необходимо изучить данную семью, провести социальное расследование: выяснить проблемы, определить роль семьи в разрешении собственных трудностей, найти ресурсы и выявить потребности, что поможет в дальнейшем профессионально и эффективно организовать работу с семьей.
Важнейшим аспектом в работе с семьей является создание модели социально-педагогической помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите.
Целью работы с неблагополучной семьей является создание безопасной среды для ребенка, условий для адекватного функционирования семьи и стабильности в жизни ребенка.
Невозможно улучшить положение ребёнка в семье, не вмешиваясь в систему семейных взаимоотношений и не привлекая членов семьи к сотрудничеству.
Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:
обеспечивает непосредственное участие членов семьи в совместной со специалистами работе;
делает участие членов семьи в реализации мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия более осмысленным и целенаправленным;
подталкивает членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновению риска для ребёнка;
обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;
способствует формированию доверия между членами семьи и специалистами;
помогает преодолеть сопротивление родителей.
При проведении социального расследования специалисты учреждения образования «Воложинский государственный районный социально-педагогический центр» (далее - Центр) опираются именно на этот основной принцип – принцип вовлечения членов семьи, используя при этом модель привлечения, основной задачей которой является помощь педагога семье в мобилизации внутренних ресурсов и нахождении самостоятельных решений.
Конечно же, каждый человек противится вмешательству, изменению собственных стратегий поведения, поэтому работая с родителями по изменению ситуации нельзя не учитывать проблему сопротивления. На наш взгляд эффективной моделью работы с проблемой сопротивления является «модель ВПИП». Данная модель предусматривает наличие четырех этапов в развитии отношений между педагогом и родителям: выявление, признание, исследование и проверка.
На этапе выявления нужно учитывать, что многие люди преднамеренно скрывают своё нежелание сотрудничать в силу самых разных причин, включая следующие: наличие богатого опыта игнорирования попыток вмешательства со стороны специалистов, недоверие, отсутствие элементарных навыков общения. Бывает и так, что родители сопротивляются, даже не осознавая это. Для того, чтобы установить факт наличия сопротивления со стороны родителя, необходимо объяснить насколько важно решать проблему сопротивления.
На этапе признания важно выслушать все те причины нежелания сотрудничать, которые называют родители, признать факт сопротивления и подчеркнуть, что родители вправе сопротивляться. Создавая позитивную атмосферу общения, используя выражения вроде «То, что вы злитесь сейчас, это нормально», «Я понимаю, почему вы сейчас злитесь» позволит вам контролировать ситуацию, а родителям расслабиться и раскрыться.
На этапе исследования сопротивления нужно понять какое это сопротивление – частное, относящееся к каким-либо конкретным требованиям, или общее. Для этого можно задать вопрос «Что Вас не устраивает?». Если родитель дает четкий ответ, то мы говорим о частном сопротивлении, и задаем следующий вопрос «Чего Вы хотите?». Родитель сам того не замечая, может предложить варианты решения проблем. На этом этапе следует перейти к переговорам, помня о том, что для того, чтобы на постоянной основе снизить уровень сопротивления со стороны семьи, нужно, чтобы для них что-то изменилось к лучшему.
На этапе проверки необходимо еще раз определить уровень сопротивления и проверить одинаково ли специалист и родитель понимают достигнутые ими договорённости.
Этот подход носит универсальный характер. Он может применяться в любой ситуации, в которой возникает сопротивление со стороны родителя.
В нашей практике мы чаще всего используем первом знакомстве с семьей, а также планирование работы.
Работа с семьей на этапе ее реабилитации отличается от профилактической деятельности и требует от специалистов другого подхода и, соответственно, иных форм работы.
Специалистами Центра при консультировании родителей наряду с традиционными техниками проведения бесед чаще других используют «метод анализа сильных сторон», который позволяет проанализировать различные препятствия, мешающие решению проблемы, и найти конкретные ресурсы для преодоления каждого из препятствий. В практике часто используется на этапе разработки предложений мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки в семье.
Нами используется также «метод преодоления проблемы – модель «интервью», представляющий собой беседу, при которой специалист акцентирует внимание родителя не на самой проблеме и не на конечной цели, а на ресурсах, которые сам родитель предлагает для решения проблемы. Основой для проведения беседы является таблица, в которой специалист или сам родитель, отвечая на вопросы специалиста, записывает свои ответы, предложения. В процессе беседы важно точно определить ситуацию, подобрать нужные слова, поэтому необходимо переспрашивать (например, «Правильно ли я записал, что…, Вы это имели в виду?). Можно предложить клиенту потом переписать таблицу. Преимуществом этого метода является то, что таблица позволяет структурировать беседу, организовывать беседу по очереди. Во время беседы записываются самые важные моменты, негативная информация не записывается [5].
На этапе проведения социального расследования значительное внимание оказывается диагностике сетевого окружения. Мы может выявить как проблемные сети, так и ресурсные. Например, ресурсы сети для ребенка можно выявить с помощью вопросов «Кто из членов твоей семьи, по твоему мнению, оказывает на тебя положительное влияние?» «Кому из твоих родственников небезразлично, как складывается твоя жизнь?», «Кто из твоих друзей (знакомых, приятелей) готов помочь тебе, выслушать тебя, если ты окажешься в трудном положении?», «Как ты поступишь, если кто-либо из друзей (знакомых, приятелей) окажется в трудной ситуации?», «С кем ты больше всего проводишь свободное время, кого ты чаще всего выбираешь в партнеры для своих любимых занятий?» и т.д. Сетевая карта, которую рисует ребенок/родитель, отражает их представления о своей жизни в настоящее время. Составляя свою карту, он делает это, как бы держа перед собой зеркало и смотрясь в него. Спонтанные реакции на это отражение в зеркале могут быть такими – «Я даже не думал, что у меня столько много знакомых», «Я вижу, что этот человек скоро исчезнет из круга моих знакомых», «Его я бы хотел нарисовать на обратной стороне бумаги». Те совместные переживания, которые испытывают участники, вместе составляя сетевую карту, укрепляют их сотрудничество и способствуют росту доверия между ними. Сетевая карта помогает увидеть будущее. Что хочет изменить тот или иной человек? Как это сделать? Как специалист может поддержать клиента или помочь ему достичь желаемых изменений? Именно поэтому сетевая карта является хорошим исходным пунктом для продолжения работы по изменению ситуации.
Результатом работы с сетью контактов семьи становится проведение сетевых встреч. Сетевая встреча – процесс взаимодействия важных и значимых людей из ближайшего социального окружения семьи/ребенка, способных и желающих оказать помощь и поддержку по преодолению трудной жизненной ситуации.
Существует 4 формы проведения сетевых встреч (встреча-процесс, семейный совет, встреча группы поддержки, встреча-диалог), имеющих свои цели, задачи и особенности проведения. В зависимости от проблемной ситуации специалист самостоятельно выбирает форму проведения сетевой встречи.
Встреча-процесс – форма проведения сетевой встречи, в центре внимания которой находится ребенок, проблемная ситуация, взаимоотношения между членами социального окружения семьи/ребенка. На встречу приглашается расширенная сеть социальных контактов: частная и профессиональная.
Семейный совет – форма проведения сетевой встречи, в центре внимания которой находится ребенок, при отсутствии его на встрече. На семейном совете специалисты с членами семьи определяют совместные действия для преодоления существующих проблем. За основу работы семейного совета мы берем потребности и сильные стороны семьи, особенности культурной среды семьи, включение всех участников семейной встречи в процессе принятия решения, приоритет интересов и потребностей ребенка.
Встреча группы поддержки – форма проведения сетевой встречи, в центре внимания которой находится проблемная ситуация. На встречу приглашается расширенная сеть социальных контактов: частная и профессиональная.
Встреча-диалог – форма проведения сетевой встречи, в центре внимания которой находится взаимодействие по решению возникшей трудной жизненной ситуации. На встречу приглашается расширенная сеть социальных контактов: частная и профессиональная.
Технология позволяет и специалистам, и семье добиваться положительных результатов, изменять отношения внутри социального окружения семьи, сокращать сроки выходы семьи из кризисной ситуации, способствует профилактике социального сиротства.
Однако необходимо учитывать, что организация таких встреч в рамках социальной сети может быть сопряжена с такими трудностями как: недостаточная мотивация на участие во встрече, отсутствие позитивного начала в разрешении трудной жизненной ситуации, множество конфликтов, которые возникают между участниками [4].
С целью изменения поведенческих стереотипов родителей специалистами Центра активно используются методы решения проблем.
Одним из наиболее используемых методов, является «метод поиска ресурсов», который позволяет использовать внутренние ресурсы человека и ресурсы его социального окружения для решения выявленных проблем. Родитель продумывает как выглядела бы ситуация в будущем, если бы проблема была решена, эти размышления о будущем в позитивном ключе производят терапевтический эффект. Метод помогает родителю и специалистам извлечь из ситуации как можно больше пользы, поверить в лучшее будущее, найти для его достижения необходимые ресурсы и добиться хотя бы небольших перемен.
Работа по методу поиска ресурсов может выглядеть следующим образом: в центре круга родитель прописывает несколько предложений, поясняющих, как могла бы выглядеть его жизнь через 5 лет (через 3 года, через год), а на лучиках записывать, каким путем он собирается этого достигнуть. Прежде, чем начать беседу по методу поиска ресурсов, необходимо посвятить некоторое время созданию атмосферы доверительных отношений с клиентом. Вопросы, которые можно задать «Как бы Вы хотели, чтобы Ваша жизнь (работа) выглядела через 5 лет?», «За что Вы смогли бы поблагодарить себя?», «Кому бы Вы еще сказали «спасибо» за оказание помощи Вам?», «Что конкретное (пусть даже самое малое) Вы могли бы предложить себе, чтобы желаемое стало действительным?».
При направлении материалов социального расследования в координационный совет для принятия решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, учреждение образования предоставляет уже согласованные с родителями в ходе сетевой встречи предложения о мероприятиях, а также может предлагать включить в план для субъектов профилактики те мероприятия, которые направлены на решения проблем, выявленных в ходе проведения семейного совета и сетевой встречи.
На этапе реализации мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия с целью восстановления семьи организуется индивидуальная и групповая коррекция, направленная на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, их законных представителей.[3]
В рамках проведения коррекции детско-родительских отношений, повышения функциональных способностей семьи специалисты центра используют метод игры, который позволяет смоделировать и проконтролировать какую-либо проблемную ситуацию; метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальные способы взаимодействия в системе родитель-ребенок; метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике; метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта; метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем; метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
Таким образом, в коррекционной работе с родителями моделируются проблемные ситуации, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт; учатся всесторонне оценить проблему, понимать мотивы поведения ребенка, иметь представление о детских возможностях и потребностях; и самое главное, получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.
Если семья отказывается участвовать в реализации плана мероприятий, специалисты, используя методы вовлечения, попытаются убедить семью в необходимости работы со специалистами, привлекая также ближайшее значимое окружение. Если семья продолжает уклоняться от реализации плана, сотрудники повторно оценивают связанный с этим риск и разрабатываю необходимые меры вмешательства, которые направляют в координационный совет для внесения изменений и дополнений в план работы с семьей.
Описанные выше формы работы в деятельности педагогов-психологов и педагогов социальных способствует развитию и усилению воспитательного потенциала семьи, обеспечив безопасность и защиту ребёнка в собственной семье, избежав изъятия ребёнка из семьи, а также позволяет вывести работу с семьей на качественно новый уровень, отвечающий современным знаниям в области социально-психологической работы с семьей.
Список использованных источников
- Ананенко М.Г., Ахметова В.С., Беланович Н.И., и др. Методические рекомендации по социальному расследованию. - Минск «Альтиора-Живые краски», 2009. - 90 с
- Ковалевская А. В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально-опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений / А. В. Ковалевская, З. Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с
- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении.
- Методические рекомендации по реализации технологии «Работа с сетью социальных контактов [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://sz326.gov45.ru/rescentr. – Дата доступа: 03.05.2022.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 января 2019 г.№ 22 (с изменениями, введенными постановлением СМ РБ № 493 от 30.08.2021) о признании детей находящимися в социально опасном положении.
- Реабилитационная работа с семьей: методическое пособие / Представительство международного детского фонда в Республике Беларусь (ChildFund International)