Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства

Участие педагога-психолога в проведении социального расследования

Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.

Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие. 

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь):

  • Беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи и т.д.);
  • Психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
  • Изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;
  • Анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Диагностические методики для работы с родителями:

  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
  • Методика «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
  • «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко;
  • «Шкала общения родителя с ребенком» А.И. Баркан;
  • «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан;
  • «Лики родительской любви» С.С. Степанов;
  • «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):

  • Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) («Интервью с ребенком» А.И. Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);
  • «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);
  • Проективная методика Р. Жиля (с 4 лет);
  • «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, Д. Антони (по ред. А. Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);
  • «Цветовой тест отношений» А. Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);
  • «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева (с 2,5 лет);
  • «День рождения» М. Панфилова (старший дошкольный возраст);
  • «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И. Баркан (с 3 лет);
  • «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (приблизительно с 6 лет);
  • Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М.А. Ковальчук);
  • Метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (школьники);
  • Методика «Подростки о родителях»  (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына).

По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:

  • Протокол диагностического обследования;
  • Психолого-педагогическая характеристика семьи;
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • Рекомендации по работе с несовершеннолетним и его семьей для педагогов (педагога социального, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника), родителя, других специалистов, работающих по реабилитации семьи. 

Требования к оформлению документов:

  • Дата;
  • Подпись исполнителя;
  • Гриф «Утверждаю» руководителя учреждения/подпись под документом (в случае, если документ покидает учреждение);
  • Считается корректным указание в характеристике перечня, использованного диагностического инструментария.

Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.

В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.

В него входит:

  • Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование.
  • Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).
  • Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается тренинг (групповая работа). Если на базе вашего учреждения имеется возможность организации подобной группы, эффективность работы значительно повышается. В группу не обязательно должны входить родители, чьи дети признаны находящимися в СОП. Вы можете пригласить на занятия опекунов. Часто ими становятся бабушки, которым иногда не вредно напомнить, как воспитывать внуков. Случается, что опеку оформляет родственник, у которого нет своих детей, для него информация, полученная от вас, будет бесценна. В работе группы могут принять участие молодые родители, у которых это первый ребенок, и кто чувствует в себе неуверенность в вопросах воспитания).

В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.

В случае, если в семье наблюдаются серьезные психологические проблемы, например, разлад в супружеских и/или детско-родительских отношениях, и объективно глядя собственными силами семью спасти не удается, не стесняйтесь обращаться за помощью. Направьте родителей к психотерапевту, супружескому психологу. Пропишите это условие в мероприятия. Дайте им еще одну возможность выхода из кризисной ситуации.

Если обобщить все сказанное выше, то вытекает следующий вывод: семья, где ребенок признан находящимся в СОП – это особая семья, с особым к ней отношением. Это семья, которой вы нужны больше всего, и которая самостоятельно со своими проблемами справиться не в состоянии. А тяжелее всех в такой семье приходится ребенку. Как следствие ограничиться мероприятиями, которые и так запланированы и проводятся со всеми детьми в вашем учреждении образования не получится. Для реабилитации семьи должны быть предложены мероприятия, разработанные индивидуально для этой семьи и под конкретного ребенка. И направлены эти мероприятия на помощь семье в целом и ребенку в частности. Дайте ему максимум того, что вы знаете и умеете, помогите наверстать упущенное, почувствовать то, что он может быть, никогда не испытывал. Даже если вам не удастся помочь родителям, и будет принято решение изъять ребенка из семьи, дайте по максимуму ребенку – это не проходит бесследно.

Примечание:

  • Мероприятия формируются государственными органами, государственными иными организациями на основании гл.6 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22) и в пределах обозначенных компетенций.
  • Рекомендуем составлять перечень мероприятий не менее, чем на три месяца, но не более, чем на полгода.
  • Анализ и контроль реализации мероприятий проводить не реже одного раза в квартал (через три месяца с момента постановки ребенка в СОП).
  • Государственным органам, государственным и иным организациям необходимо ежеквартально предоставлять секретарю координационного совета (за подписью руководителя) анализ выполнения мероприятий и предложения по дополнению указанных мероприятий, об изменении сроков их исполнения и ответственных исполнителей.
свернуть

Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, но при условии продолжения обучения в том же учреждении образования, учреждение образования информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.

При переходе несовершеннолетнего, состоящего в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, в другое учреждения образования (из СПЦ в д/у, из д/у в школу, из школы в другую школу, из СШ в СУЗ/ПТУЗ/ВУЗ) учреждение образование передает следующие документы:

- копию выписки координационного совета о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- последний анализ исполнения решения КС;

- копию последней выписки КС;

- копия последнего акта посещения семьи;

- педагогическую характеристика семьи;

- подробную информацию, послужившую основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (информация из РОВД, УО, КДН, копии входящей и исходящей документации по данной проблеме).

 ВАЖНО: Документы передаются с сопроводительным письмом, копия которого передается в координационный совет с ходатайством о внесении изменений и дополнений либо о прекращении исполнения решения КС.

свернуть

Документы на координационный совет

Перечень документов, предоставляемых в координационный совет Воложинского райисполкома в случаях:

1.Признания ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Обобщенная информация по результатам социального расследования
  5. Предложения о мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего
  6. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие показатели и критерии социально опасного положения

2.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, через 3 месяца

  1. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

3.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и необходимости включения дополнительных мероприятий

  1. Обращение в координационный совет
  2. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  3. Предложения о дополнительных мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего

 4.Направления в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите 

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Информация по результатам сопровождения семьи с выводами о необходимости признания НГЗ
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие необходимость признания НГЗ

 5.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в случае признания его нуждающимся в государственной защите

  1. Обращение в координационный совет
  2. Копия постановления комиссии по делам несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите

ВАЖНО

На основании проведенной работы и рассмотрении выполнения мероприятий на заседании совета профилактики, учреждение может принять решение о ходатайстве в координационный совет об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Также прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть:

- в связи с переездом семьи на новое место жительство,

- по достижении ребенком возраста восемнадцати лет,

- в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы,

- в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

6.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (если переехали, то с нового места жительства)
  4. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие устранение причин и условий социально опасного положения
  6. Копия документа, подтверждающего передачу документов на несовершеннолетнего в КС иного района и учреждение образования.
свернуть

ВОПРОС - ОТВЕТ

Какие документы учреждение образования предоставляет в Координационный Совет для признания несовершеннолетнего в социально опасном положении?

  1. Выписка из решения совета профилактики
  2. Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей)
  3. Информация по результатам социального расследования
  4. Предложения о мероприятиях.

Однако секретарь Координационного Совета при анализе полноты, достоверности и достаточности сведений по результатам социального расследования вправе запросить дополнительные документы.

В какой срок издается приказ о проведении социального расследования?

Приказ издается в день получения информации о неблагоприятной для детей обстановке или на следующий рабочий день.

Что необходимо обязательно включить в приказ о проведении социального расследования?

  1. Персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия)
  2. Срок проведения социального расследования, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка (в течение 3 дней)
  3. Дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  4. Ответственный за подготовку обобщенной информации

Где необходимо рассматривать результаты проведения социального расследования?

Результаты проведения социального расследования рассматриваются на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Какова периодичность рассмотрения исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении?

В решении о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении Координационным советом устанавливается периодичность рассмотрения данного решения, но не реже одного раза в квартал.

Какие документы предоставляет учреждение образования в Координационный совет по исполнению решения о признании в СОП?

Учреждение образования предоставляет информацию, которая включает анализ мероприятий, реализуемых только учреждением образования.

Какова роль педагога-психолога при проведении социального расследования?

В период проведения социального расследования (15 рабочих дней) педагог-психолог проводит психологическую диагностику несовершеннолетних и их родителей, направленную на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. Результаты диагностики должны быть отражены в обобщенной информации по итогам проведения социального расследования.

Нужно ли составлять акт при посещении семьи в ходе проведения социального расследования?

Комиссия составляет акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), который подписывают члены комиссии и представители государственных органов, государственных и иных организаций, посетивших семью. Родители, присутствующие при посещении, должны быть ознакомлены с актом. Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения, а также сведения о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) (часть 2 пункта 11 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении).

свернуть

Профилактические видеоролики

подробнее...

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков

В брошюре рассмотрены основные характеристики детско-родительских отношений, особенности эмоционального развития ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, составляющие эмоционального благополучия ребенка в семье, представлены модель коррекционно-обучающей программы по устранению нарушений в детско-родительских отношениях на основе интерактивного подхода, цикл занятий для родителей младших школьников, рекомендации для родителей по улучшению детско-родительских отношений с детьми.