Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.
Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие.
При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь):
- Беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи и т.д.);
- Психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
- Изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;
- Анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Диагностические методики для работы с родителями:
- «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
- Методика «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
- «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
- «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко;
- «Шкала общения родителя с ребенком» А.И. Баркан;
- «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан;
- «Лики родительской любви» С.С. Степанов;
- «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.
Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):
- Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) («Интервью с ребенком» А.И. Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);
- «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);
- Проективная методика Р. Жиля (с 4 лет);
- «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, Д. Антони (по ред. А. Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);
- «Цветовой тест отношений» А. Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);
- «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева (с 2,5 лет);
- «День рождения» М. Панфилова (старший дошкольный возраст);
- «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И. Баркан (с 3 лет);
- «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (приблизительно с 6 лет);
- Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М.А. Ковальчук);
- Метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (школьники);
- Методика «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына).
По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:
- Протокол диагностического обследования;
- Психолого-педагогическая характеристика семьи;
- Психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- Рекомендации по работе с несовершеннолетним и его семьей для педагогов (педагога социального, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника), родителя, других специалистов, работающих по реабилитации семьи.
Требования к оформлению документов:
- Дата;
- Подпись исполнителя;
- Гриф «Утверждаю» руководителя учреждения/подпись под документом (в случае, если документ покидает учреждение);
- Считается корректным указание в характеристике перечня, использованного диагностического инструментария.
Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.
В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.
В него входит:
- Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование.
- Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).
- Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается тренинг (групповая работа). Если на базе вашего учреждения имеется возможность организации подобной группы, эффективность работы значительно повышается. В группу не обязательно должны входить родители, чьи дети признаны находящимися в СОП. Вы можете пригласить на занятия опекунов. Часто ими становятся бабушки, которым иногда не вредно напомнить, как воспитывать внуков. Случается, что опеку оформляет родственник, у которого нет своих детей, для него информация, полученная от вас, будет бесценна. В работе группы могут принять участие молодые родители, у которых это первый ребенок, и кто чувствует в себе неуверенность в вопросах воспитания).
В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.
В случае, если в семье наблюдаются серьезные психологические проблемы, например, разлад в супружеских и/или детско-родительских отношениях, и объективно глядя собственными силами семью спасти не удается, не стесняйтесь обращаться за помощью. Направьте родителей к психотерапевту, супружескому психологу. Пропишите это условие в мероприятия. Дайте им еще одну возможность выхода из кризисной ситуации.
Если обобщить все сказанное выше, то вытекает следующий вывод: семья, где ребенок признан находящимся в СОП – это особая семья, с особым к ней отношением. Это семья, которой вы нужны больше всего, и которая самостоятельно со своими проблемами справиться не в состоянии. А тяжелее всех в такой семье приходится ребенку. Как следствие ограничиться мероприятиями, которые и так запланированы и проводятся со всеми детьми в вашем учреждении образования не получится. Для реабилитации семьи должны быть предложены мероприятия, разработанные индивидуально для этой семьи и под конкретного ребенка. И направлены эти мероприятия на помощь семье в целом и ребенку в частности. Дайте ему максимум того, что вы знаете и умеете, помогите наверстать упущенное, почувствовать то, что он может быть, никогда не испытывал. Даже если вам не удастся помочь родителям, и будет принято решение изъять ребенка из семьи, дайте по максимуму ребенку – это не проходит бесследно.
Примечание:
- Мероприятия формируются государственными органами, государственными иными организациями на основании гл.6 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22) и в пределах обозначенных компетенций.
- Рекомендуем составлять перечень мероприятий не менее, чем на три месяца, но не более, чем на полгода.
- Анализ и контроль реализации мероприятий проводить не реже одного раза в квартал (через три месяца с момента постановки ребенка в СОП).
- Государственным органам, государственным и иным организациям необходимо ежеквартально предоставлять секретарю координационного совета (за подписью руководителя) анализ выполнения мероприятий и предложения по дополнению указанных мероприятий, об изменении сроков их исполнения и ответственных исполнителей.