Профилактика зависимого поведения МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПРИТЧАМИ

Рассмотрим основные композиционные элементы притчи:

Экспозиция или исходное событие. Этот элемент очень важен. Экспозиция задает тональность притчи, вводит учащихся в образ, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу.

Завязка (основное событие). Это этап перевода исходного события в открытый педагогический конфликт; определяется проблема притчи.

Углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы.

Кульминация (центральное событие). Критическая точка в композиции притчи, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы притчи.

Развязка. Финал, главное событие – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока.

Последействие. Самостоятельный творческий поиск, самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства.

Педагог должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению – артистизм.

На уроках с использованием метода художественно-педагогической драматургии широко используются такие приемы как: работа малыми группами, причем группы могут быть подвижными, не иметь постоянного состава; обязательная двигательная активность учащихся. Это не столько физминутка, сколько продуманная организация деятельности учащихся. Это могут быть инсценировки, пластические упражнения, перемещения в группах и т. д., а также различные виды творческих работ учащихся на уроке; использование правил театральной режиссуры: а) смена темпа и ритма; б) смена лидерства; в) смена мизансцен; оптимальное сочетание аудио-, видеосопровождения.

Конечно, самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок-мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии. В своей работе предпочтение отдается урокам-спектаклям и путешествиям. В связи с тем, что сам метод «завязан» на личности автора – педагога, в нем много зависит от ситуации и реакции учащихся, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества.

Притча – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Притча близка к басне; в своих модификациях это универсальное явление в мировом фольклоре и литературе. Театрализация при работе с притчами – один из творческих приемов художественно-педагогической драматургии, который решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, коммуникативную. При инсценировке притчи, кроме тех общих принципов, о которых говорилось выше, важно помнить о следующих моментах: организация сюжета, выстраивание конфликта. Богато используется символика, образность. Взаимоотношения строятся без большого психологического оправдания. Не добавляя ни единого слова, мы можем превратить весь текст в реплики героя, то есть сделать его действенным.

Особенности работы с притчами: при той сжатости, которая существует в притче, где каждое слово несет смысловую нагрузку, – сокращение сделать трудно. Необходимо найти такой вариант сценического решения, чтобы не было лица от автора, то есть ведущего, а все слова включались бы в диалог. Также возможно ввести в инсценировку автора, комментирующего события косвенной речью.

Притчи несут в себе следующие функции:

Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

Функция опосредования. Между двумя людьми (обучающимся – педагогом, взрослым – подростком) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Работая с притчами можно включать в урок следующие задания:

Постановка вопросов.

Ответы на поставленные вопросы.

Выделение основных мыслей и ключевых понятий.

Иллюстрация и окончание.

Схема.

Театрализация.

Выделяют следующие способы использования притч в учебном процессе:

- обсуждение основной идеи и смысла истории;

- обсуждение названия притчи;

- притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

- иллюстрирование притчи – предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения;

- сформулировать свои вопросы по тексту притчи или ответить на поставленные вопросы;

- выделить ключевые понятия;

- инсценировка по рассказу (истории);

- загадка, на которую нужно дать ответ;

- найти, предположить или вставить пропущенные слова;

- сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);

- рассмотреть притчу с ролевой позиции представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т. п.;

- сравнение нескольких притч.

При разработке вопросов к притчам, можно учитывать такие типы вопросов, как открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ; закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов; ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации; проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия; направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию; направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения; проясняющие вопросы.

Примеры вопросов и заданий:

О каком отношении к жизни и времени говорит притча?

Какова её основная мысль?

Какие символы используются в этой истории?

О каких ценностях идет речь?

Озаглавьте текст.

Найдите основную мысль текста.

Кто из героев понравился и почему?

Как бы вы поступили на месте героев?

Перечень примерных вариантов для работы с притчами:

Банка жизни

Ветер и цветок

Взгляд в окно

Гордый олень

Два друга

Два работника

Два соседа

Действительность

Замок из песка

Зима

Карандаш

Китайская притча

Мешок картошки

Мишень

О времени

О корабле

Самое главное

Счастливый рыбак

Умный старичок

Урок бабочки

Ценность времени

Притчи «Банка жизни», «Взгляд в окно», «Замок из песка», « О времени», «Ценность времени» предназначены для обсуждения темы ценностного отношения к жизни, к важному и неважному в ней, учат замечать красивое, способствуют повышению уровня стрессоустойчивости подростков и развитию позитивного мышления.

Притча «Ветер и цветок» учит уважительному отношению к Другому, необходимости учета личностных границ каждого человека, способствует развитию автономии.

Притчи «Гордый олень», «Карандаш» способствуют пониманию того, что не существует абсолютно положительных и отрицательных качеств личности, каждое качество может быть важным в определенных жизненных обстоятельствах. Притчи способствуют развитию самопринятия.

Притча «Два друга» учит пониманию дружбы, развивает умение прощать других в мелочах, способствует развитию умения налаживать и сохранять положительные отношения с другими.

Притча «Два работника» помогает разобраться в вопросах компетентности, учит ответственному отношению к деятельности, способствует укреплению ценности «интересная работа», личностному росту.

Притча «Два соседа» способствует осознанию понятий «добро» и «зло», учит доброжелательному отношению к другим людям, способствует профилактике агрессивного поведения.

Притча «Действительность» помогает обсудить проблему субъективности каждого человека, позволяет обучающимся осознать, почему каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир. Способствует гармонизации личности, самопринятию, личностному росту, оптимизирует взаимопонимание между людьми, развивает ассертивность личности.

Притча «Зима» способствует развитию активности, настойчивости, целеустремленности, стрессоустойчивости подростков.

«Китайская притча» помогает пониманию того, что в жизни все относительно; то, как мы оцениваем событие нашей жизни, способствует или развитию хронического стресса, или укрепляет нашу устойчивость к негативным факторам внешней среды. Притча развивает позитивное мышление.

Притча «Мешок картошки» способствует пониманию влияния негативных чувств на личность, развивает позитивное мышление, доброжелательное отношение к людям.

Притчи «Мишень», «Самое главное», «Не в деньгах счастье» способствуют профилактике формирования завышенного уровня притязаний, снижению остроты внутриличностного конфлика, самопринятию и личностному росту обучающихся.

Притчи «О корабле», «Счастливый рыбак» способствуют профилактике депрессивных состояний, развитию оптимизма, позитивного мышления, чувства юмора.

С помощью притчи «Умный старичок» можно обсудить с подростками проблему различия агрессивного и авторитетного поведения, цивилизованного влияния на другого человека, сохранению доброжелательности и уважения по отношению к людям.

Притча «Урок бабочки» учит нас тому, что жизненные трудности необходимы человеку для того, чтобы развиваться, совершенствоваться, становиться сильными. Способствует личностному росту и развитию целеполагания.

 

Банка жизни

Студенты заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Преподаватель пришёл и выставил на стол большую стеклянную банку. Это многих удивило.

– Что вы можете сказать об этой банке?

– Она пустая, – сказал кто-то.

– Совершенно верно, – подтвердил преподаватель.

Затем он достал из-под стола мешок с камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили её до самого верха.

– А теперь что вы можете сказать об этой банке?

– Теперь банка полная! – опять сказал кто-то из студентов.

Преподаватель достал пакет с горохом и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями.

– А теперь?

– Теперь банка полная! – сказали студенты.

Тогда преподаватель достал пакет с песком и начал засыпать его в банку. Через какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

– А вот теперь банка полна! – сказал преподаватель. – Теперь я объясню вам, что сейчас произошло. Банку можно сравнить с нашей жизнью, камни – с самым важным в нашей жизни. Наша семья, наши дети, наши любимые – это всё то, что имеет для нас огромное значение. Горох можно сравнить с менее значимыми для нас вещами. Это может быть дорогой костюм, машина… Песок символизирует всё самое мелкое и незначительное в нашей жизни.

Если бы я сначала засыпал в банку песок, то в неё не поместились бы ни горох, ни камни.

Поэтому никогда не позволяйте мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные составляющие счастья.

 

Ветер и цветок

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него.

Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему ещё большей любовью, выраженной в цвете и аромате.

Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, тот одарит меня чем-то ещё большим».

И Ветер дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.

Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог.

Тогда Ветер утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви. Но тот увядал на глазах.

Закричал тогда Ветер: – Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!

Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.

 

Взгляд в окно

В больничной палате лежали двое безнадёжно больных. У них были совершенно одинаковые койки и равные условия. Разница была лишь в том, что один из них мог смотреть в окно, а другой – нет. Зато у него рядом была кнопка вызова медсестры.

Шло время, сменялись поры года...

Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу об увиденном. Говорил, что на улице идёт дождь. Подмечал, что за окном сыплет снег или светит солнце. Деревья то укрыты сверкающим кружевом, то подёрнуты весенней дымкой. Ветви убраны зеленью или  прощальным желто-алым нарядом...

По улице ходят люди, ездят машины... За окном – целый МИР…

Ночью тому, кто лежал у окна, стало плохо.  Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной умер.

На следующий день в палату привезли другого больного. Первый попросился лечь у окна. Его просьбу выполнили. Наконец, он увидел...

Окно выходило на глухую серую стену, и, кроме неё, ничего не было видно.

Даже на серой стене можно увидеть весь МИР… Дарите видение МИРА себе и окружающим.

 

Гордый олень

У одного молодого оленя были большие и красивые рога, которыми он очень гордился. Ни у кого не было таких роскошных рогов!

Возле него паслись дикие козы, у которых были маленькие и кривые рожки. Олень смеялся над ними. У диких кабанов были только кривые клыки. Олень по этому поводу пренебрежительно фыркал и отворачивался от них. Ведь ему было чем гордиться!

В жизни оленя всё замечательно, если бы не его ноги. Ему казалось, что они очень некрасивые, тонкие и кривые. Он никому об этом не говорил, но очень страдал и переживал по этому поводу.

Однажды в лесу случился пожар. Все дикие звери в страхе бросились бежать. И в этот момент олень оценил преимущество своих крепких ног. Они несли его быстрее ветра.

Олень обогнал всех. Он непременно спасся бы от огня. Но его ветвистые, раскидистые рога застряли в густых зарослях леса.

Мимо проносились дикие звери. Огонь приближался.

И в этот момент олень впервые осознал, как хороши его ноги и как некстати предмет его былой гордости – рога.

Ценность того или иного качества зависит от обстоятельств!

 

Два друга

Однажды друзья поспорили. Один дал пощёчину другому. Другой почувствовал боль, но ничего не сказал, а написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Друзья отправились в путь и по дороге решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул. Но друг его спас. Он пришёл в себя и написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и спас жизнь своему другу, спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-то нас обижает, мы должны написать на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-то делает нам хорошее, мы должны выгравировать на камне, чтобы время не могло стереть это.

Помните добро! Будьте благодарны!

 

Два работника

Где-то на Востоке у богатого хозяина было два работника, занимавшихся одинаковым делом. Но одному из них хозяин платил в два раза меньше. И однажды тот не выдержал и спросил хозяина:

– Почему же я получаю в два раза меньше?

– Попробую объяснить тебе на примере, – отвечал хозяин. – Вон, видишь, в пустыне идет караван? Узнай, куда он направляется!

И работник побежал. Узнав, куда идет караван, он вернулся и говорит:

– Этот караван идёт в Дербент.

– А что везёт этот караван? – спрашивает его хозяин.

– Сейчас узнаю, – сказал работник и опять побежал.

Вскоре возвращается:

– Этот караван нагружен хлопком и тканями.

– А кто главный караванщик, как его зовут и откуда он родом?

И работник побежал в третий раз. Когда он вернулся, хозяин вызвал второго работника и попросил его узнать, куда идёт караван.

Работник очень скоро вернулся и говорит:

– Этот караван идёт в Дербент, нагружен тканями, караванного сопровождающего зовут Ахмед, его жену зовут Зульфия, он заключил ещё много сделок, и в следующем месяце караван пойдёт по той же дороге…

Мы получаем вознаграждение, соответствующее нашим усилиям.

 

Два соседа

Человек купил себе большой и красивый дом с цветущим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями.

Человек вылил помои, вычистил ведро до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!».

Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

 

Действительность

При дороге стояло засохшее дерево.

Ночью шёл вор и испугался. Он подумал, что это стоит и поджидает его полицейский.

Прошёл влюблённый юноша. Сердце его радостно забилось – он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребёнок, напуганный страшными сказками, увидел дерево и расплакался. Он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, какими являемся сами.

 

Замок из песка

Маленькая девочка на берегу моря лепила из песка и камней замок. Замок получился у неё большой и красивый. Стены замка девочка прихлопывала и разглаживала своими маленькими ладошками, чтобы придать им завершённость. Глядя на свое творение, она стала радостно прыгать вокруг него и хлопать в ладоши ...

Внезапно большая волна докатилась до замка и накрыла его, смыв часть песка. Девочка продолжала громко смеяться и радоваться, прыгая вокруг остатков замка.

– Чему же ты радуешься? – спросил её наблюдавший за происходящим пожилой человек. – Ведь замок смыло волной ...

– Нет, – ответила девочка, смеясь. – Смотрите! – и она показала на груду камней, которые остались от замка. – Замок остался! Просто песок унесло. Самое главное осталось! А песка здесь вот сколько, – указала рукой вдоль береговой линии улыбающаяся девочка.

Учитесь ценить главное!

 

Зима

Учитель вёл повозку, в которой сидела женщина со своим ребёнком. Холодным зимним утром выпало много снега. Было облачно, солнце не показывалось в небе. Женщина в повозке начала замерзать.

Тогда учитель взял ребёнка, вытолкнул женщину из повозки и уехал. Женщина была шокирована. Она осталась стоять на снегу, её ребёнок увезен. Что же это за человек, который забрал ребёнка и уехал?

Женщина пустилась бежать. Она кричала, плакала, но не останавливалась. Через какое-то время она догнала повозку.

Тогда учитель остановил повозку, посадил в неё женщину и сказал: «Теперь всё в порядке. Я должен был сделать это, иначе бы вы умерли».

Стрессовые ситуации иногда  необходимы нашему организму. Стресс помогает нам выжить, делает нас сильнее, выносливее.

 

Карандаш

Мастер отложил в сторону карандаш, перед тем как положить его в коробку. – Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. Всегда помни о них и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое. Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе. Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье. Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвёртое. Твоя самая важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

Пятое. На какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал не забывать об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.

 

Китайская притча

В одной китайской деревне у крестьянина убежала лошадь.

Пришли соседи, стали сопереживать и говорить:

– О, какое несчастье!

– Может быть… – отвечал крестьянин.

Через месяц лошадь нашлась. Она вернулась из степи и привела за собой ещё двух жеребцов. Снова собрались соседи у крестьянина в доме, стали его поздравлять и говорить:

– Какое счастье! Какая удача!

– Может быть… – отвечал крестьянин.

На следующий день сын крестьянина стал объезжать эту лошадь, забрался ей на спину, но не удержался, упал и сломал себе ногу.

Соседи сбежались на его крики о помощи и стали сетовать:

– О, какое горе! Какое несчастье!

– Может быть… – отвечал крестьянин.

А через день в деревню прискакали гонцы императора. Они забирали юношей в армию, чтобы отправить их на войну.

Но сына мудрого крестьянина не забрали, потому что у него была сломана нога…

В любом событии есть положительные и отрицательные стороны. Анализируйте происходящее. Учитесь находить плюсы даже в неприятных событиях. Будьте мудрыми!

 

Мешок картошки

Ученик обратился к учителю:

– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился помочь и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картошину. С одной ее стороны напиши своё имя, с другой – имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи эту картошину в пакет.

– И это всё? – недоуменно спросил ученик.

– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картошину.

Ученик согласился...

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же, картофель, который он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким налётом, некоторые клубни проросли, зацвели и стали издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

– То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И от этого груза лучше избавиться. Ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли вам таскать мешок испорченной картошки за спиной?

 

Мишень

Один человек с детства тренировался в умении стрелять из лука. Сначала он делал это сам, а затем стал искать лучшего учителя для достижения совершенства в своём мастерстве.

Человек встречал разных учителей. У одних он научился так натягивать тетиву, как никто другой в мире. У других он оттачивал траекторию полёта стрелы. Но ни один из учителей не мог его научить всегда попадать в цель. Однажды после долгого поиска человек набрёл на одну деревеньку. У самого её края он увидел мишень, в центр которой точно вонзилась стрела. Пройдя ещё немного, он наткнулся ещё на одну такую же мишень и ещё, и ещё... И везде стрелы были строго в центре. Человека охватили волнение и трепет... Неужели он найдёт того, которого так долго искал.

Оглядевшись по сторонам, он увидел маленькую девочку, играющую в пыли у дороги.

– Девочка, где живёт самый великий Мастер стрельбы из лука? Здесь так много мишеней!

– А! Эти мишени… Это я играла!

– Не может быть, чтобы ты была Мастером, которого я искал всю жизнь! – разочарованно воскликнул человек.

– А чего тут сложного? – удивилась девочка. – Втыкаешь в дерево стрелу, а потом рисуешь вокруг мишень!

Не усложняйте жизнь! Некоторые проблемы не стоят выеденного яйца!

 

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:

– Правда ли, что не в деньгах счастье?

Мастер сказал, что доказать это просто.

За деньги можно купить постель, но не сон.

Можно купить еду, но не аппетит.

Можно купить лекарства, но не здоровье.

Можно нанять слуг, но нельзя купить друзей.

Можно купить женщину, но не любовь.

Можно купить жилище, но не домашний очаг.

Можно купить развлечения, но не радость.

Можно оплатить труд учителей, но нельзя купить ум.

Список возможных покупок бесконечен. Замечайте главное и дорожите подлинными ценностями!

 

О корабле

Один моряк выжил после кораблекрушения и попал на необитаемый  остров. Там он напряг все свои силы и приступил к обустройству быта. Моряк собрал полезные вещи, которые прибило к берегу вместе с обломками корабля.

Из обломков мачты и другого подручного материала он соорудил себе хижину. После этого моряк отправился в лес в поисках пищи.

На все это у моряка ушло много времени и сил. Моряк не ждал помощи в безлюдном месте и обустраивался на острове основательно.

Однажды налетел шквалистый ветер и хлынул грозовой ливень. Молния ударила в огромное дерево. На острове начался пожар. Моряк прибежал к своей хижине и увидел на её месте пожарище. Моряк горестно заплакал. Стихия снова разрушила все его надежды.

Но вдруг он поднял голову и посмотрел на море. К берегу на всех парусах приближался корабль. Матросы спускали на воду спасательную шлюпку.

– Как вы нашли меня здесь? – спросил моряк.

– Мы увидели огонь и дым от костра, который ты развёл, когда звал нас на помощь, – удивлённо отвечали матросы.

Никогда не отчаивайтесь!

Всё, что ни делается, всё к лучшему.

 

Самое главное

Жил-был вождь. Всю жизнь искал он ответы на три вопроса:

Какая самая главная пора?

Кто самый главный человек?

Какое самое главное дело?

Думал вождь, что ответы на эти вопросы помогут ему весь мир покорить, всё желаемое свершить и в народе великим мудрецом прослыть. Множество учёных людей прошло перед вождём, но никто на вопросы эти так и не ответил.

Дошли до вождя слухи об отшельнике, который славен мудростью.

Велел вождь оседлать ему коня и поскакал отшельника разыскивать. Едет вождь и видит лачужку, возле которой старичок землю мотыжит. Едва не валится от усталости, но мотыги из рук не выпускает. Соскочил вождь наземь, подошёл, поклонился старцу:

– Приехал я к тебе ответы на три своих вопроса получить:

Какая самая главная пора?

Кто самый главный человек?

Какое самое главное дело?

Выслушал его отшельник, ничего не сказал в ответ, знай себе землю копает.

– Ты устал, дай помогу тебе, – предложил вождь.

Взял у отшельника мотыгу и принялся работать.

Вождь опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник. Сказал, чтобы мотыгу вернул. Но вождь его и слушать не хочет, мотыги не отдаёт, сам решил дело до конца довести.

Вдруг идёт навстречу человек, израненный, в крови. Остановил его вождь, добрым словом утешил, сходил к ручью, принёс воды, обмыл раны, перевязал. Попросил раненый пить – вождь его напоил. Потом отвёл в лачугу, в постель уложил. Да и сам ко сну собираться стал.

Поутру вождь снова к отшельнику пошёл. Смотрит – тот семена сажает в почву, которую вчера взрыхлил.

– Мудрый отшельник, – взмолился вождь, – неужто так и не ответишь на мои вопросы?

– Полно тебе, – молвил тот, – ты на них уже сам ответил.

– И слыхом никаких ответов не слыхивал, – изумился вождь.

– Ты, видя мою немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь. Не останься ты вчера здесь, убили бы тебя на дороге разбойники, что путника изувечили.

Вождь от изумления слова вымолвить не может, а отшельник говорит:

– Самая главная пора – та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело. Пришёл раненый – и самым главным стал он. А самым главным делом оказалась твоя помощь ему. Помни же, – сказал отшельник на прощание, – самая главная пора – сегодня. Самый главный человек – тот, кто рядом в эту пору. Самое главное дело – вершить добро для тех, кто рядом. Мы рождены творить добро.

Отшельник принялся семена сеять, а вождь вскочил на коня да во дворец поскакал. На всю жизнь напутствие отшельника запомнил. Слава о великодушии и справедливости того вождя разнеслась по всему свету.

 

Сколько стоит время?

Хотите понять значение года? Поговорите со студентом, не сдавшим сессию.

Хотите понять ценность одного месяца? Поговорите с матерью, родившей недоношенного ребенка.

Хотите понять ценность одной недели? Поговорите с редактором еженедельной газеты.

Хотите понять ценность одного часа? Поговорите с влюблёнными, ожидающими встречи.

Хотите понять ценность одной минуты? Поговорите с тем, кто опоздал на поезд.

Хотите понять ценность одной секунды? Поговорите с тем, кто едва ли избежал автомобильной аварии.

Хотите понять ценность одной миллисекунды? Поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх.

О наносекунде спросите у проектировщика компьютерного оборудования.

Каждая секунда вашей жизни – на вес золота.

Вчера – уже история. Завтра – неизвестно. Сегодня – это дар. Поэтому оно и зовется настоящим.

 

Счастливый рыбак

Владелец рыболовного бизнеса с удивлением посмотрел на рыбака, который беспечно спал в лодке.

– Почему ты не ловишь рыбу? – спросил богач.

– На сегодня я уже наловил достаточно.

– А почему бы тебе не наловить ещё больше?

– А что я буду делать с лишней рыбой?

– Заработаешь больше денег. Ты сможешь купить себе мотор для лодки, чтобы заплывать дальше в море и ловить ещё больше рыбы. Затем ты сможешь купить себе нейлоновую сеть, поймать ещё больше рыбы, заработать ещё больше денег. У тебя будет возможность купить уже две лодки... и даже целую армаду лодок. Ты станешь таким же богатым, как и я.

– А что будет дальше?

– Ты по-настоящему начнёшь наслаждаться жизнью.

– А чем, по-твоему, я занимаюсь сейчас?

 

Умный старичок

Один старичок купил себе домик вблизи школы. Первые несколько недель он провел в тишине и покое. Но пришла осень. Начался новый учебный год. В первый день сентября три школьника, возвращаясь домой, колотили и стучали по пустым коробкам и мусорным бакам. Такое шумное шествие продолжалось день за днём. Старичок понял, что ему нужно предпринять какие-то действия.

На следующий день старичок поймал на улице нарушителей тишины.

– Ребята, ваша энергия напоминает мне о том времени, когда я и сам, будучи молодым, громил пустые мусорные баки. Хочу предложить вам сделку: я буду платить вам доллар в неделю, если вы пообещаете стучать и греметь каждый раз, когда будете возвращаться домой со школы. Что скажете?

Такая сделка была школьникам по душе. Каждый день учебной недели они с удовольствием шумели мусорными баками, получая за это деньги. С трудом дотерпев до конца недели, старичок приготовился перейти к следующей фазе своей операции.

В понедельник старичок вновь встретился со своими заинтересованными:

– Ребята, я больше не смогу платить вам по доллару в неделю. Это слишком для меня дорого, – сказал старичок. – Максимум, что я смогу вам платить – это 25 центов! Вы же не против?

– Двадцать пять центов в неделю? Да ты что, старик? – воскликнул главный из мальчишек. – Если ты думаешь, что мы будем тратить свое драгоценное время за 25 центов в неделю, ты ошибаешься! Мы вообще отказываемся стучать и греметь!

Проявляйте гибкость в решении жизненных проблем!

 

Урок бабочки

Человек заметил в коконе маленькую щель. Он долго наблюдал, как через это крошечное отверстие пытается выбраться бабочка.

Прошло много времени. Бабочка как будто оставила свои усилия, а отверстие оставалось таким же маленьким. Казалось, бабочка сделала всё возможное, и ни на что другое у неё не осталось сил.

Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас выбралась. Но её тельце было немощным, а крылья – прозрачными и едва двигались.

Человек думал, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут. Но этого не произошло. Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце и сложенные крылья. Она так и не смогла летать.

Человек не понимал важного. Ведь бабочке необходимы собственные усилия, чтобы выйти через узкую щель кокона. Она обязательно должна тренировать свои крылья.

Природа заставляет бабочку с трудом покидать свою оболочку, чтобы в дальнейшей жизни она могла расти и развиваться.

Усилия необходимы нам в жизни.

 

Ценность времени

Один бизнесмен накопил состояние в три миллиона долларов. Он решил целый год отдыхать от работы и пожить в роскоши.

Но не успел бизнесмен принять это решение, как к нему спустился Ангел Смерти. Профессиональный торговец решил любым способом купить у Ангела Смерти немного времени.

Богач предложил Ангелу сделку:

– Дай мне ещё три дня жизни. За это я отдам тебе треть моего состояния – один миллион долларов.

Ангел отказался.

– Хорошо, оставь мне ещё два дня жизни, и я отдам тебе две трети своих денег – два миллиона долларов».

Ангел снова отказался.

– Дай мне всего один день, чтобы ещё раз насладиться красотой этой земли и провести немного времени с семьёй, которую я так долго не видел, и я отдам тебе всё, что имею – три миллиона долларов.

Но Ангел был непоколебим.

Наконец, человек спросил, может ли Ангел дать ему немного времени, чтобы написать прощальную записку?

Это желание было исполнено.

– Правильно используйте время, которое отведено вам для жизни, – писал он. – Я не смог купить даже часа жизни за три миллиона долларов. Прислушайтесь к своему сердцу и подумайте, какие из окружающих вас вещей обладают настоящей ценностью.