КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

11 негативных последствий Интернета для подростков

Благодаря универсальному доступу к информации и оперативной коммуникации нетрудно понять, почему люди во всем мире становятся зависимыми от Интернета. Удобство использования всемирной сети не вызывает сомнений, но есть и «обратная сторона медали». Все чаще психологи констатируют негативные последствия взаимодействия людей с Интернетом: отсутствие контроля над источниками информации, открытый доступ к личным данным, интернет-зависимость и пр. Особенно страдают от этих последствий дети и подростки, которые очень активно осваивают просторы всемирной паутины. Какие же опасности могут подстерегать подрастающее поколение в Интернете?
развернуть

1. Недостаток реального общения

Это звучит довольно иронично и парадоксально. Ведь одна из задач создателей Интернета — сблизить людей со всего мира, подарив им возможность общаться на расстоянии. Однако многие все чаще выбирают не реальное, а виртуальное общение: это удобно, просто, оперативно и конфиденциально. Разработчики различных мессенджеров, чатов и соцсетей регулярно предлагают все новые приложения. Особенно активно ими пользуются подростки. Постепенно виртуальная реальность начинает заменять им живое общение. Им гораздо легче написать своим друзьям, чем что-то сказать им при личной встрече. Такое поведение негативно сказывается на личных отношениях подростков, в том числе с семьей.

2. Отсутствие творчества

Ухудшение креативности у подростков и студентов — еще одно из негативных последствий чрезмерного использования всемирной паутины. Дело в том, что важная особенность Интернета — неограниченные источники информации. Это позволяет находить ответы на практически любые запросы. Но такая доступность буквально убивает творчество и воображение. Подростки и студенты, вместо того, чтобы поразмышлять над заданным проектом, сразу же отправляются в путешествие по всемирной сети для поиска готового ответа. Затем подходящий вариант решения просто копируется и сдается преподавателям. Неудивительно, что проблема плагиата и нарушения авторских прав в современном мире очень актуальны.

3. Кибер-издевательство

Этот термин появился в век Интернета. Им называют издевательства, оскорбительные действия по отношению к человеку при помощи всемирной сети. Это явление можно считать одним из злейших негативных последствий Интернета для детей и взрослых. Людям гораздо легче оскорбить и написать что-либо негативное в виртуальной реальности, чем сказать это при личной встрече. Хотя этот тип преследования считается не таким болезненным, как физическое издевательство, но жертвы киберзапугивания могут переживать сильнейший дискомфорт и чувство унижения из-за злых комментариев или мнений.

Эмоции подростков, особенно в период полового созревания, очень обострены. И кибер-издевательство способно оказать на них сильное негативное влияние, вплоть до ухудшения их физического и психического состояния. По результатам исследований, чаще всего страдают от кибер-издевательств старшие школьники и студенты первых курсов. В ряде случаев такое давление приводило подростков к помутнению рассудка и даже к самоубийству.

4. Потеря времени

Этот недостаток Интернета на первый взгляд кажется безопасным. Однако, если его не контролировать, он может создать массу неприятностей как в деловой, так и в личной сфере человека. Если слишком долго засиживаться в Интернете, то придется сократить время для других видов деятельности. Похожая на бесконечное хранилище развлечений всемирная паутина легко превращается в «черную дыру», которая затягивает, не оставляя шансов на спасение.

Многие родители жалуются, что с появлением в их доме Интернета дети все реже стали гулять, заниматься спортом, уроками и просто встречаться с друзьями. Большую часть жизни подростки начали посвящать прогулкам по всемирной паутине, забывая о реальных делах. В результате серьезно падает успеваемость учеников и студентов, когда как оплата счетов за электроэнергию и Интернет только растет.

5. Отказ подростков от семьи

Студенты и подростки, увлеченные виртуальной реальностью, забывают не только о своих повседневных делах, но и об общении с близкими. Однако родители тоже бывают в этом повинны: когда ребенок занят Интернетом, у взрослых появляется свободное время, которым они нередко злоупотребляют. Постепенно виртуальный мир становится для детей более близким и понятным, чем родители. Это приводит к опасным, а порой и к непоправимым последствиям.

6. Потеря конфиденциальности

В связи со свободным потоком информации в Интернете угроза конфиденциальности становится очередной проблемой. Подростки часто обмениваются фотографиями и личной информацией в социальных сетях, выкладывая даже свои номера телефонов, фамилии родственников, номер школы и класса, адрес дома и пр. Все это может стать находкой для различного рода преступников: от воров, мошенников до маньяков. Родители должны строго предупредить своих детей о правилах пользования Интернетом, особенно о выкладывании личной информации в сети.

7. Бессонница

Сон — важная составляющая жизни человека, особенно у детей и подростков. На их долю приходится немало нагрузок, которые ослабляют неокрепший еще организм. Если режим сна нарушается, человек не может своевременно восполнить потраченные запасы энергии, что влечет за собой различные проблемы со здоровьем. Чрезмерное сидение за компьютером в сети, особенно перед сном часто вызывает бессонницу. Некоторые подростки готовы проводить время в Интернете ночи напролет. Это плохо сказывается на их общем самочувствии, развитии, на психическом и физическом здоровье.

8. Гиподинамия

Проводя время за компьютером, подростки становятся менее подвижными. А гиподинамия не менее вредна для здоровья, чем бессонница. Умственное развитие для детей также важно, как и физическое. Длительное просиживание в Интернете без перерывов на разминку или прогулку чревато такими проблемами, как ожирение, боли в спине, ухудшение когнитивных функций мозга, атеросклероз и др.

9. Интернет-зависимость

Интернет-зависимость не менее опасна, чем другие вредные привычки. Люди, которые страдают подобного рода зависимостью, практически не расстаются со своими смартфонами, планшетами и ноутбуками. Они становятся нервозными, легко возбудимыми, агрессивными. Контроль эмоций им дается с трудом. Особенно опасна игромания, которая часто развивается благодаря Интернету. Виртуальный мир начинает заменять подросткам реальность. Психологи утверждают, что дети, много времени проводящие во всемирной сети, чаще подвержены стрессу и депрессии.

10. Потеря авторитета родителей и учителей

Взаимодействие детей с Интернетом создает немало проблем как для родителей, так и для педагогов: школьникам и студентам стало намного проще обмануть своего учителя, быстро отыскав ответ на все домашние задания без особых усилий. Постепенно обман входит в привычку, и дети все чаще начинают врать родителям. Осознавая легкость в поиске информации, подростки могут потерять уважение к взрослым. Это влечет за собой негативные поступки и ухудшение культуры поведения детей.

11. Неправильные ориентиры для детей

Насаждение ложных ориентиров и моральных ценностей — одна из актуальных проблем современного мира. Главной причиной ее появления стал Интернет. Помимо полезных и нужных вещей, которые можно отыскать в сети, в ней немало вредной и опасной информации. Особо к ней восприимчивы дети и подростки, которым еще сложно ориентироваться в нормах морали. Это плохо влияет и на их умственное развитие. Поэтому взрослым очень важно контролировать то, какого рода информация доступна в сети для их детей.

Решающий фактор между плюсами и минусами Интернета — балансирование между вымыслом и реальным миром. Всемирная сеть была создана в качестве поддерживающей системы для реальной жизни, а не ее замены. Важно своевременно объяснить природу и задачи Интернета подросткам и соблюдать режим их пребывания в сети.

 

свернуть

«Безопасный» интернет: как уберечь детей от его ловушек

Нам, взрослым интернет-пользователям, сеть нужна в первую очередь для работы, но, помимо этого, мы используем интернет в соответствии со своими интересами, вкусами и пристрастиями. Мы знаем, что при желании можем найти там практически все. А что предпочитают делать и что ищут в сети наши дети? Чем они старше, тем определеннее их интересы и потребности, и нередко они владеют техникой поиска в интернете гораздо лучше своих родителей. Доступность сети, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий.
развернуть

Какие нужды подростки удовлетворяют с помощью интернета? На основе анкетирования нескольких тысяч учащихся исследователями выделены 7 типов подростков - пользователей интернета: "любознательные""бунтари""игроки""тусовщики""потребители""ботаники""деловые". Первые четыре типа - самые распространенные среди школьников.

Основные опасности сети Интернет: порнография, детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, суицидов, нецензурные тексты, вирусы, трояны, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества, незаконный контакт, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий).

Группы смерти в интернете

За последнее время в соцсетях («ВКонтакте») усилилась активность групп, где школьников вовлекают в игру вокруг самоубийства. Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги — «куратор», увидев их на страничке ребенка, связывается с ним. «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к смертельной игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами — высокоразвитыми животными, которые  якобы осознанно  совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, и поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен — повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу. Несколько сотен детей откликнулись и уже ждут на своих страничках куратора со стихами, подобными этому (орфография и пунктуация сохранены):

Синей дом, что стоит на волнах

Синей кит, что плывет в облаках

Забирай меня кит к себе

Я жду инструкций. Я в игре

#синий_кит

Это одновременно согласие на игру, призыв куратора и сигнал тревоги для родителей. Куратор должен оценить аккаунт и выйти на связь.  Дальше — игра со смертельным исходом. Дети в социальных сетях пробуют запросить себе куратора через специальные сообщения. И куратор начинает опрашивать их на предмет серьезности принятого решения. Начинается игра. В 4.20 каждое утро ребенок просыпается за очередным заданием для его выполнения по нарастающей. Где-то посередине детям начинают давать интимные задания, чтобы жертва не могла соскочить, боясь шантажа, — ведь к этому времени кураторы знают, где она живет и как ее найти. Об этом сообщают ребенку и этим его шантажируют – если ты не дойдешь до конца игры пострадает твоя семья, мы знаем где ты живешь.

Примерный список заданий на каждый день:

С 1 по 29 день. На руке лезвием вырезать f57. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза. Нарисовать кита на листочке. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее). Задание с шифром, как квест. Выцарапать f40. Написать в статусе #я кит. Должен перебороть свой страх. Встать в 4.20 и пойти на крышу. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать. Целый день смотреть страшные видео. Слушать музыку, которую они тебе присылают. Порезать губу. Тыкать руку иголкой. Сделать себе больно. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю. Залезть на мост. Залезть на кран. Проверка на доверие. Надо по скайпу поговорить с китом. Сидеть вниз ногами на краю крыши. Снова задания с шифром. Секретное задание. Встретиться с китом. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться. В 4.20 пойти на рельсы. Ни с кем не общаться. Дать клятву, что ты кит.

С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с китом. На 50-й день поступает задание совершить самоубийство.

Вступив в группы «китов», дети попадают под влияние злоумышленников — кураторов, которые начинают с ними смертельную игру. Школьникам предлагают задания, загадки, отмечая, что к этой игре могут присоединиться только избранные, лучшие, смелые. Попутно ребенку внушают, что в суициде нет ничего плохого. Чаще всего игры происходят рано утром, пока родители еще спят. Ребенок просыпается в 4.20 утра и до 6.00 выполняет задания. Из-за недостатка сна слабеет воля. Чтобы понять, что ребенок на всё  готов, кураторы дают жесткие задания — например, вырезать на руке или ноге изображение кита или название группы.

Психологический механизм воздействия данных заданий состоит в подавлении воли ребенка, подчинении его кураторуЗадание на просыпание в 4.20 - это депривация сна (деприва́ция сна — недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности в сне, может возникнуть как результат расстройств сна, осознанного выбора или принудительно, при пытках и допросах). Ребенок не выспался, смотрит страшные ролики, это пугает, стресс физиологический накладывается на стресс от увиденного, подавляется защита.

Задания с требованием нанести себе порезы или сделать рисунок кита - это акт принятия в сообщество и обет послушания жертвы. Если ребенок этого не сделает, то его отвергнут. Он уже отвержен родителями, как ему кажется, и он боится снова оказаться ненужным. Жертва должна доказать свою покорность, куратор отбраковывает ненужных. Социальный инстинкт заставляет ребенка соответствовать критериям сообщества.

Задания «Пойти на крышу и стоять на краю» -  это не борьба со страхом, как говорит ребенку куратор, это демонстрация покорности ему.

Задание «весь день смотреть страшные видео» - направленона снижение чувствительности к неприятным картинкам и снимает барьеры восприятия.

Задание «слушать присылаемую куратором музыку» - это «медитативная»  музыка,  тут и ореол тайны, и продолжение подчинения воле куратора. Происходит  отъем индивидуальности, подавление воли ребенка. Причинение боли, вопросы интимного характера, шантаж — это тоже проверка на доверие, то есть манипуляция и подавление. Итог — дата смерти и смирение с ней. Ребенок уже готов. Все задания повторяются по многу  раз и дублируются. Повторение и повторение — вот что нужно манипулятору. И все задания обязательно с нарушением сна.

Сегодня механизм вовлечения подростков автоматизирован и работает круглосуточно, как конвейер. В сутки в соцсети «ВКонтакте» появляется от 1 тыс. до 3 тыс. стихотворных постов, и 90% из них опубликованы роботами.

Всё происходящее — часть большой гибридной информационно-психологической войны. Это проплаченная акция, целью которой является отработка информационных атак на конкретную группу пользователей, в данном случае — на подростков, целью которой является рост подростковой смертности в русскоговорящих странах.

Мотивы включения детей в игры смерти

Разработчики данных игр хорошо знают и учитывают психологию ребенка.

Нужно отметить, что в период с 11 до 17 лет психика у подростка крайне нестабильна, что выражается в скачках настроения, в недовольстве собой, окружающим миром и людьми. Это порождает внутренние конфликты и очень опасно, когда ребенок остаётся наедине со своими мыслями, а родные и друзья не хотят его услышать.

У подростка происходят не только психологические изменения, но и физиологические. Плюс в этом возрасте у подростка возникает первая влюблённость и появляются проблемы с противоположным полом. Он пытается разобраться в себе и черпает информацию из Интернета. А там не все белые и пушистые.

К попытке суицида могут привести проблемы с учебойпроблемы в отношениях с одноклассниками, в  каждом классе есть свой козёл отпущения.

Причиной вовлечения в группы смерти может быть и  социальное расслоение - существует очень много вещей, которые хочется иметь подростку и которые есть у его одноклассников. Это очень обидно и вызывает у подростка лишь чувство ненависти.

Иногда дети вовсе не желают умирать, они попросту хотят с помощью намёков на суицид привлечь внимание взрослых.

Ощущения ненужности и одиночества при отсутствии должного психологического контакта между родителями и детьми, невозможностью обсудить проблемы ребенка и получить от родителей психологическую поддержку и защиту, могут спровоцировать детей к необдуманным поступкам.

Много опасных поступков дети совершают ради рейтинга, количества подписчиков в Интернете как способ получить признание и самоутвердиться. Пробегая перед машиной, подросток приобретает уважение у друзей, они считают его смелым. Это не попытка суицида. Действуя подобным образом, ребята не предполагают, что все может закончиться травмами или даже смертью. В этом возрасте они не склонны думать о последствиях, они живут эмоционально.

Дети и подростки любят играть, особенно, если это занятие сопровождается острыми ощущениямиИз-за нехватки любви в семье дети начинают искать заряд эмоций в группах смерти в социальных сетях. Попадая туда, юные интернет-пользователи видят только положительную сторону – он в команде, он кому-то нужен (даже в 4.20 утра), он выполняет различные задания. Подобные игры похожи на квесты (поэтапные действия по заданным инструкциям с поиском подсказок), которые очень популярны среди молодежи. Они дают подросткам эмоции, неважно —  положительные или отрицательные, они заряжают ребенка.

Обычно заложниками игр смерти становятся ребята из эмоционально неблагополучных семей. Это не обязательно пьющие или ведущие асоциальный образ жизни родители. Мама и папа могут быть с виду нормальными, но депрессивными или холодными по отношению к своему ребенку, невнимательными к его состоянию, авторитарными, вечно занятыми своими делами и откупающимися от детей подарками. А подросток осознает себя как личность, он хочет понимания, любви как к личности со стороны значимых для него людей. Если любви нет, то он трактует это иначе, чем мы, взрослые. Он делает вывод — я плохой. Он не может понять, что родители заняты и им не до него. Он не нужен — значит плохой. Что-то в нем не так.  И ищет понимания на стороне.  Ребенок начинает искать кого-то, кто его поймет. Если в этот момент он найдет «группу смерти», где его примут, а еще и посвятят в тайну… А ведь самая большая тайна — это смерть. Никто подростку сразу не будет говорить о суициде, даже «попытаются отговорить», если он сам заведет об этом разговор.

Ребенок, вступающий в такие игры, не понимает, что это путь в один конец, что возврата не будет, потому что он -  ребенок! Это человек, который не способен оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Ребенок не понимает этой игры, его легко обмануть. Ему достаточно «дать согласие», а дальше идет отбор. От куратора зависит, доведет ли он подростка до конца. А «группа смерти» создаст «ореол героя», дошедшего до конца и не струсившего.

Многими детьми, вступающими в игру, движет любопытство и тайна.

Следовательно, причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя — это как раз следствие. Подросткам, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни. Все это способна дать семья – все в руках мам и пап, бабушек и дедушек. Надо ценить времяпрепровождение с теми, кого любим.

Профилактика интернет-рисков

Судя по масштабам происходящего, бороться с создателями подростковых суицидальных групп  надо на государственном уровне.  Компетентные органы нашей страны участвуют в решении данной проблемы. По мнению специалистов, эта работа находится в компетенции МВД, в Уголовном кодексе есть статья  «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2).  Уже возбуждены уголовные дела по данной статье и в России и в нашей стране. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества. Более 10 тыс.  сообществ и сайтов, распространявших информацию о самоубийствах, заблокировано в сети с 2012 года.

К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов  теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи. В СМИ появилась информация, что Facebook будет вычислять  склонных к самоубийству пользователей с помощью искусственного интеллекта.

Создаются и действуют разного рода общественные организации: сообщества родителей, "Лига безопасного Интернета", «Антикит», «Крибрум»,  волонтерские группы, которые выявляют и блокируют соответствующие группы в интернете и проводят собственные акции «Я выбираю жизнь!».

Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся в классе, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.

Более важным в решении данной проблемы, по мнению специалистов, является система ценностей личности, вера, убеждения человека, которые необходимо целенаправленно формироватьДуховно-нравственное воспитание личности школьников, осуществляемое учреждениями образования, религиозными конфессиями и, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.

Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, родителям нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем  ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе.  Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка. У него не должно быть свободного времени.

Родителям необходимо самостоятельно проводить профилактическую работу со своими детьми. Родители должны смотреть за поведением ребенка, особенно в подростковом возрасте. Ваше внимание – залог безопасности вашего ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить мебель, повышать голос на родителей, пинать животных — это уже повод задуматься и начать действовать. Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах, освойте вместе с ребенком правила безопасного поведения в интернете, посмотрите вместе с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.

Чаще проводите с ними свое время, корректно проводите осмотры тела, тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути).

Корректно проверяйте смс-сообщения и переписку вашего ребенка в интернете. При этом специалисты отмечают, что тотальный контроль — это не выход из ситуации. Если мама или папа начинают читать личные переписки ребенка в социальных сетях, то может пойти обратная реакция. Подросток перестает доверять, меняет пароли и еще больше отдаляется от семьи.

Родители должны знать симптомы включения ребенка в игру смерти: встает в нестандартное время, нарушения сна (кошмары, поверхностный сон), нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее.

Если заметили, что-то из перечисленного - надо срочно выключить компьютер, отобрать смартфон, обратиться в правоохранительные органы, общественные  организации  и к психологам, спокойно поговорить с ребенком, сказать, что вы его любите и поддержите в любой ситуации; необходимо попытаться выяснить, почему его поведение изменилось, помня при этом, что его могут шантажировать причинением вреда родителям, если он сознается.

Самый лучший способ — это установить доверительные отношения с помощью разговоров и совместно проведенного времени на прогулках, при просмотре фильма или просто на домашнем чаепитии, в общей деятельности членов семьи. Ведь нашим детям нужно не так уж много: чтобы их обнимали, выслушивали, хвалили и одобряли, проводили с ними время. И самое главное – чтобы их Любили!

В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалистам!

 

Материалы подготовлены

на основе публикаций в периодической печати

 

свернуть

Реальные вопросы о виртуальной проблеме. Интернет-зависимость

подробнее...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

подробнее...

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕТИ

Осваивать правила безопасного поведения в интернете необходимо в тот момент, когда ребенок начинает знакомиться с гаджетами.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Безопасный и культурный образ жизни в интернете: учим детей, учимся сами

ИНТЕРНЕТ И РЕБЕНОК ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ