отчет 2021/2022

 

Анализ

работы по  реализации  плана Воложинского зонального ресурсного центра по сопровождению замещающих семей

за 2021/2022 учебный год

 

На основании приказа главного управления по образованию Минского облисполкома  №197 от 15.04.2019 года управлением по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома  с 01.09.2019г. открыт ресурсный центр на базе учреждения образования «Воложинский государственный районный социально-педагогический центр» с включением Молодечненского,  Вилейского и Мядельского районов.  В октябре 2020года в состав ресурсного центра присоединился социально-педагогический центр Минского района.

Целью работы ресурсного центра является обобщение и распространение педагогического опыта по работе с замещающими семьями.           

Одной из главных задач центра  является: организация дистанционного методического консультирования, кураторства над специалистами социально-педагогических центров, не имеющих опыта работы по сопровождению замещающих семей, участие в проведении семинаров, тренингов по вопросам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей;

По плану работы ресурсного центра в 1полугодии 2021\2022 учебного года 07.10.2021года состоялось инструктивно-методическое совещание  специалистов по сопровождению приемных семей. Встреча произошла на базе учреждения образования «Воложинский государственный районный социально-педагогический центр» на тему:  «Организация консультационной помощи специалистам СПЦ, не имеющих опыта работы по сопровождению приемных семей».

          Цель совещания: содействие успешной социализации воспитанников замещающих семей, обеспечение условий для их гармоничного развития. Оказание консультационной помощи специалистам СПЦ, не имеющих опыта работы по сопровождению приемных семей.

На совещании  рассматривались следующие вопросы:

  1. Анализ работы по реализации плана Воложинского зонального ресурсного центра по сопровождению приемных семей за 2020/2021 учебный год.
  2. Обсуждение плана работы ресурсного центра на 2021/2022 учебный год.
  3. Ведение отчетно-планирующей документации специалистов, ответственных за сопровождение приемных семей (организационно-планирующая и специальная). Оказание помощи в организации работы с нормативно-правовой документацией.
  4. Методическая копилка ресурсного центра.

5.Информационное наполнение областного интерактивного клуба для   замещающих родителей «Дом там, где любят».

 

Также участники ресурсного центра обменялись опытом и знаниями о социальной рекламе семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          В октябре месяце прошло дистанционное консультирование педагога-психолога СПЦ Вилейского района (Запустас А.А.) на темы: «Работа с приемной семьей», «Отчетно-планирующая документация специалиста по замещающим семьям». В ноябре 2021г. оказана методическая помощь педагогу-психологу Мядельского СПЦ Сакович Р.Г. по ведению рабочей и отчетно-планирующей документации педагога-психолога. Также была оказана консультационная помощь по алгоритму написания планов развития приемных семей педагогу-психологу  Вилейского СПЦ (Запустас А.А.).

          В рамках плана работы ресурсного центра по сопровождению приемных     семей на 2021/2022 учебный год педагоги-психологи СПЦ предоставили  методические материалы в ноябре-декабре 2021года с  целью пополнения банка методических наработок  по работе с замещающими семьями.

Темы методических материалов:

  • «Личность приемных родителей в воспитании несовершеннолетних»,
  • «Воспитание несовершеннолетних с особенностями психофизического развития»;

Формы предоставления материалов: мини-лекция, семинары, беседы, тренинги,  клубная  деятельность,  коррекционные занятия,  консультационная работа.)

 

Исходя из  плана  работы  ресурсного центра 16.12.2021года  в дистанционной форме  состоялась групповая консультация  со специалистами по сопровождению замещающих семей: «Личность приемных родителей в воспитании несовершеннолетних».

25.01.2022г. прошел дистанционный час общения с педагогом-психологом учреждения образования «Молодечненский социально-педагогический центр» Черницкой Т.А.: «Проведение диагностического обследования кандидатов в усыновители».

Исходя из плана работы ресурсного центра, с целью накопления ресурсов по работе с замещающими семьями, в марте-апреле 2022года специалисты предоставили методические материалы в зональный центр на темы: «Единство моральных требований в семье и школе», «Пути и средства регуляции поведения ребенка в  семье», «Симптомы, причины и последствия профессионального выгорания».

В течение учебного года по необходимости проходило дистанционное консультирование молодых специалистов Мядельского (Cакович Р.Г.)  и Молодечненского (Черницкая Т.А.) районов по работе с приемными  семьями. В ходе общения специалисты поделились мнениями о форме работ по подготовке к самостоятельной жизни выпускников и о наполнении областного интерактивного клуба для  замещающих родителей: «Дом там, где любят».

На базе ГУО «Социально-педагогический центр Молодечненского района»  28.06.2022года в рамках годового плана работы зонального ресурсного центра состоялось выездное  рабочее совещание  педагогов-психологов Воложинского, Вилейского, Молодечненского, Мядельского и Минского районов.

Тема семинара: «Анализ уровня необходимой профессиональной помощи педагогам-психологам в их профессиональном становлении (оценка эффективности и результативности помощи молодым специалистам по работе с замещающей семьей. План работы ресурсного центра на 2022/2023 учебный год», где каждый педагог поделился своими знаниями, опытом и  перспективами этого направления  работы.

Цель семинара: анализ работы ресурсного центра за 2021/2022 учебный год, организация консультационной помощи молодым специалистам СПЦ, обмен опытом работы специалистов  по сопровождению замещающих семей по эффективным формам и методам взаимодействия с приемной семьей.

          В ходе  семинара специалисты обменялись мнениями  о различных эффективных  формах работы с приемными родителями (МО, клубы, консультации, ПДС),  про нормативно-правовые основы функционирования приемных семей. Сошлись во мнении, что самой эффективной формой в работе с приемной  семьей является организация  совместной деятельности приемных родителей и воспитанников, а также  педагогов учреждений образования и замещающих родителей по воспитанию несовершеннолетних. Педагоги-психологи ресурсного центра приняли активное  участие в дискуссии по ведению отчетно-планирующей документации специалистов, ответственных за сопровождение замещающих семей.  Всем  специалистам по сопровождению приемных семей были интересны формы рекламы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация работы сайта «Дом там, где любят», а также организация и работа клубов, постоянно-действующих семинаров для приемных родителей.

Вся информация о работе ресурсного центра зафиксирована в папке методических материалов. Также имеется электронный вариант различных форм работы с замещающими семьями на темы: «Адаптация приемного ребенка в семье», «Формы работы с замещающей семьей», «Формирование привязанности у детей, воспитывающихся в замещающих семьях», «Профилактика и коррекция  девиантного поведения у детей и подростков», «Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей».