Правовое просвещение

Профилактическая беседа для учащихся 5-6 классов "Нарушение закона или как избежать беды"

Цель: дать элементарное понятие о правонарушении и преступлении, их отличиях от друг друга, сформировать убеждения о неотвратимости наказания за причиненное зло.

Основные понятия: правонарушение, преступление

Этапы:

  1. Беседа.
  • Сегодня мы поговорим о праве на безопасность и о праве на защиту.
  • Кто защищает вас? (родители, педагоги, специалисты)
  • Как мы можем сами себя защитить? (не совершать необдуманных поступков, в случае опасности обратиться за помощью, помнить и соблюдать пять правил безопасного поведения и восемь правил «Никогда не…»)

«5 правил безопасного поведения»:

  1. Запомни свой домашний адрес и телефон, а также рабочий, мобильный номер телефона родителей.
  2. Береги ключ от квартиры и храни его в укромном месте.
  3. Обходи компании незнакомых подростков.
  4. Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
  5. В минуты опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

«Никогда не…»:

  1. не уходи далеко от своего дома, двора.
  2. не бери ничего у незнакомых людей на улице.
  3. не хвастайся вещами, которые есть у тебя дома.
  4. не вступай в телефонные разговоры с незнакомыми людьми.
  5. не заходи с незнакомым человеком в подъезд, лифт.
  6. не садись в чужие машины.
  7. не открывай дверь людям, которых не знаешь.
  8. не стесняйся звать на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.

 

Человека, который нарушил права других людей называют преступником, преступники опасны (преступник от слова «преступить»). Когда человек совершает маленький проступок, то это называется правонарушением, это тоже плохо, но за это его не лишают свободы (например, проехать без билета, выкинуть мусор не в контейнер, а на улицу) – это будет являться маленьким злом.

- Если начальник поручил подчиненному расклеить объявления зеленого цвета, а он расклеил – красного. Будет ли это являться преступлением? (нет, это маленькое зло)

-От невнимательности водителя за рулем, если он плохо следит за дорожными знаками, может случиться беда? (водитель может по неосторожности сбить пешехода или врезаться в другую машину)

-Будет ли это считаться преступлением? (да, конечно)

 

  1. Практическое занятие.

         А сейчас я буду вам зачитывать ситуации, а вы будете определять, что совершили наши герои: маленькое зло, преступление (большое зло) или просто забыли об обещанном. Если просто забыли, хлопните один раз, если совершили маленькое зло – хлопните два раза, а если совершили преступление – хлопните три раза.

Ситуации:

  1. Ученик во время контрольной работы попросил у одноклассника механический карандаш, а потом оставил его себе.
  2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги книгу и оставила ее себе.
  3. Мальчик в магазине нашел одну тысячу рублей и положил себе в карман.
  4. Девочка, стоя у кассы, забрала себе сдачу, которую оставил предыдущий покупатель.
  5. Два первоклассника очень хотели есть и в магазине спрятали в карманы по две пачки печенья.
  6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги очень дорогую куклу, которую мама подарила ей на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.

 

  1. Подведение итогов.

         За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление – действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы. Вы пока еще дети, поэтому за ваше поведение пока еще отвечают папа и мама. Даже если вы совершите плохой поступок, причините другим людям зло, наказывать будут их. Но когда вам исполнится четырнадцать лет, придется самим отвечать за свое поведение, тогда за правонарушение – нарушение прав других людей, причинение им зла – будут наказывать вас самих и даже могут лишить свободы. Надо учиться вести себя так, чтобы никогда не преступать границы прав других людей. Помните, там, где заканчиваются наши права начинаются права другого человека.

свернуть

Познавательная игра для учащихся 9-11 классов "Правовое лото"

Оборудование и раздаточный материал:

  • ТСО: мультимедийная система, презентация ppt;
  • мешочек с бочонками (1,2,3,4,5,6);
  • куб-подставка для проведения лотереи;
  • таблички с номерами команд;
  • конверты с номером команды;
  • бланки для ответов 6 игровых заданий;
  • ответы на игровые задания для проверки правильности выполнения задания;
  • ручки, ножницы, скотч.

 

Правила проведения лото: участники делятся на команды. Участникам раздаются конверты с бланками для ответов, на которых указан номер задания. Ведущий достает бочонок из мешочка с номером задания. Игроки вынимают из конверта соответствующего номера бланк для ответа. За определённое время задание выполняется участниками. Ведущий зачитывает задание, участникам необходимо записать ответ в бланк. По окончании выполнения задания бланки ответов предоставляются в счетную комиссию для проверки правильности выполнения задания.

Задание 1. Блиц-опрос «Знаменательные даты календаря».

Необходимо: соотнесите праздники с датами (на мультимедийном экране – название праздника, в бланках ответов необходимо указать даты.)

Условия проведения: участникам предлагается ответить на вопросы блицтурнира знатоков красных дат календаря. Время блица – 1 минута. Количество итоговых баллов равно количеству вопросов, на которые участники ответили правильно.

Всемирный день ребенка

5 октября

Международный день ООН

24 октября

Международный день действий против фашизма и антисемитизма

9 ноября

Всемирный день молодежи

10 ноября

Международный день толерантности

16 ноября

Международный день прав детей

20 ноября

День прав человека

10 декабря

День Конституции РБ

15 марта

День Государственного Герба и Государственного Флага Республики Беларусь

8 мая

Международный день защиты детей

1 июня

 

Задание 2. «С подсказкой и без»

Необходимо: угадать достопримечательности Беларуси (на мультимедийном экране – изображение достопримечательности, в бланках ответов необходимо указать названия).

Условия проведения: ведущий задает вопросы с подсказками или без в зависимости от возраста участников и, если задание вызывает затруднение.

1.

Памятник воинам, защищавшим эту крепость до последней капли крови.

·        Бобруйская крепость;

·        Брестская крепость;

·        Оршанская крепость.

2.

Северная столица нашей Родины, где ежегодно проводится фестиваль искусств.

·        Витебск;

·        Полоцк;

·        Сморгонь.

3.

Первая столица Великого Княжества Литовского, резиденция князя Миндовга.

·        Вильно;

·        Гродно;

·        Новогрудок.

4.

Возле этого алмаза знаний стоит памятник первому книгопечатнику Беларуси Ф. Скорыне.

·        Галерея искусств;

·        Национальная библиотека Республики Беларусь;

·        Центр информационных технологий.

5.

Этот край славится своим озером, курортной зоной и хутором «Неслуч».

·        Мядельский край;

·        Нарочанский край;

·        Озерный край.

6.

Этот камень является символом территории Полоцкого княжества, который был установлен князем Борисом.

·        Борисов Камень;

·        Крест Камень;

·        Полоцкий камень.

7.

Накануне Великой Отечественной войны этот город едва не стал столицей Белорусской Советской Социалистической Республики.

·        Гомель;

·        Минск;

·        Могилев.

8.

Одноименные соборы есть в Киеве, Великом Новгороде и Стамбуле. Символизировал сильное княжество и центр православного вероисповедания.

·        Кафедральный собор;

·        Собор св. Ольги;

·        Софийский собор.

9.

Этот замок является памятником архитектуры и включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

·        Коссовский замок;

·        Мирский замок;

·        Несвижский замок.

10.

Картина «Рейтан» художника Яна Матейко больше известна под названием «Последний сойм Речи Посполитой», который состоялся в этом городе.

·        Белосток;

·        Брест;

·        Гродно.

 

Задание 3. «Букварь правовых знаний»

Необходимо: дать определение терминов.

Условия проведения: ведущий озвучивает термины, которые даны на мультимедийном экране, в бланках ответов необходимо дать определение.

ВЫБОРЫ – процедура избрания путем открытого или тайного голосования на должность или для выполнения общественной работы.

КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства, который обладает высшей юридической силой в сравнении с другими нормативными правовыми актами.

ГРАЖДАНСТВО – принадлежность лица к определенному государству.

ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержки и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

ДЕКЛАРАЦИЯ – 1) официальное заявление, объявление, провозглашение основных принципов. 2) правовой (международно-правовой) документ, имеющий силу рекомендации (Всеобщая декларация прав человека). 3) заявление, предоставляемое гражданином (организацией) компетентному органу о характере имущества (таможенная, налоговая декларация и др.).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

 

ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый государственной властью, устанавливающий общеобязательные правила поведения.

ПРАВО – система общеобязательных правил

поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

КОНВЕНЦИЯ – международный договор,

устанавливающий взаимные права и обязанности государств в определенной области.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ – унитарное демократическое социальное правовое государство.

 

Задание 4. Литературная викторина «Права».

Необходимо: определить права.

Условия проведения: на мультимедийном экране – изображение картинок, соответствующее тому или иному праву. Ведущий комментирует и задает вопрос на правовую тематику. В бланк для ответа необходимо вписать трактовку статьи Конвенции о правах ребенка.

1.

Буратино с азбукой идёт в школу. Каким правом он воспользовался?

Право на образование.

 

2.

У Буратино пытаются отобрать монеты лиса Алиса и кот Базилио. Какое право они нарушают?

Право на имущество.

3.

Доктора Айболита зовут в Африку спасать малышей. О каком праве здесь говориться?

Право на охрану здоровья детей

4.

В сказке “Лиса и заяц”, лиса выгоняет зайца из дома. Какое право нарушила лиса?

Право на неприкосновенность жилища

5.

Какое право нарушает мачеха по отношению к Золушке в одноименной сказке?

 

Право на отдых и рациональное использование рабочего времени

6.

Лиса съела Колобка. Какое право нарушено?

Право на жизнь

7.

Царь-батюшка пытался выдать свою дочь Забаву замуж, постоянно подыскивая ей состоятельных женихов. Какое право нарушал царь-батюшка?

Право на личную жизнь

8.

В сказке «Царевна-лягушка» изначально было нарушено право главной героини. Назовите его.

Право на уровень жизни.

9.

Мультипликационный герой Чебурашка не знал кто он и откуда. О каком праве идет речь?

Право на имя и гражданство.

10.

Венценосная дама из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» разлучила одного датского мальчика с семьей. Какое право он может реализовать?

Право на воссоединение семьи.

 

Задание 5. «Найди пару».

Необходимо: определить профессию работников юстиции.

Условия проведения: на мультимедийном экране появляются описания той или иной профессии в области права. В бланках для ответов даны названия профессий. Необходимо проставить числа от 1 до 7 в графе, соответствующей описанию.

Предлагаемые профессии:

1.

Адвокат

Защитник в суде при разбирательстве уголовного дела. Специалист по содействию в охране прав и законных интересов граждан и организаций.

2.

Криминалист

Специалист, занимающийся сбором и исследованием улик на месте преступления, которые в ходе расследования преступления помогают установить виновных, а в ходе судебного заседания доказать виновность обвиняемого.

3.

Нотариус

Лицо, специально уполномоченное на совершение действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах.

4.

Прокурор

Уполномоченный представлять сторону обвинения в судебных процессах. Также он контролирует соблюдение законов и правовых норм на различных уровнях. Данная профессия – одна из самых опасных, так как часто связана с раскрытием коррупционных сетей, превышений полномочий и нечестности весьма влиятельных людей.

5.

Следователь

Сотрудник правоохранительных органов, главной целью работы которого является расследование преступлений с целью их раскрытия.

6.

Судья

Специалист, который наделен судебной властью и осуществляет правосудие, принимает решения в суде, основываясь на фактах, предоставленных всеми сторонами.

7.

Юрисконсульт

Правовед, который занимается консультированием других работников или учредителей организации по тем или иным юридическим вопросам, возникающим в связи с действиями (бездействием) таких работников или учредителей организации, а также иных лиц, обеспечивает соблюдение законодательства,- как организацией, так и по отношению к организации со стороны иных участников правоотношений.

 

Задание 6. «Правовое лото»

Необходимо: определить номер статьи Конвенции о правах ребенка.

Условия проведения: на м/медийном экране поочередно появляются картинки, отображающую суть статьи Конвенции о правах ребенка с текстовой трактовкой. В бланках для ответов напротив трактовки статьи необходимо проставить соответствующей ей номер. 10 минут, 10 статей. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

6

2.

Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды.

12

3.

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии.

14

4.

Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

15

5.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения.

24

6.

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

27

7.

Ребенок имеет право на образование.

28

8.

Ребенок имеет право на отдых и досуг.

31

9.

Надо защитить, затрагиваемых вооруженным конфликтом детей.

38

10.

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения, гарантируется презумпция невиновности.

40

Ответы на игровые задания

Задание № 1

Блиц-опрос «Знаменательные даты календаря»

1 правильный ответ – 1 балл, максимум за задание – 10 баллов

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Всемирный день ребенка

5 октября

2.

Международный день ООН

24 октября

3.

 

Международный день действий против фашизма и антисемитизма

 

9 ноября

4.

Всемирный день молодежи

10 ноября

5.

Международный день толерантности

16 ноября

6.

Международный день прав детей

20 ноября

7.

День прав человека

10 декабря

8.

День Конституции РБ

15 марта

9.

 

День Государственного Герба и Государственного Флага РБ

 

8 мая

10.

Международный день защиты детей

1 июня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2 1 правильный ответ – 1 балл, максимум за задание – 10 баллов

"С подсказкой и без"

 

Вопрос

Ответ

1.

Памятник воинам, защищавшим эту крепость до последней капли крови.

Брестская крепость

2.

Северная столица нашей Родины, где ежегодно проводится фестиваль искусств.

 

Витебск

3.

 

Первая столица Великого Княжества Литовского, резиденция князя Миндовга.

 

Новогрудок

4.

Возле этого алмаза знаний стоит памятник первому книгопечатнику Беларуси Ф. Скорине.

Национальная библиотека Республики Беларусь

5.

Этот край славится своим озером, курортной зоной и хутором «Неслуч».

Нарочанский край

6.

Этот камень является символом территории Полоцкого княжества, который был установлен князем Борисом.

Борисов

Камень

7.

Накануне Великой Отечественной войны этот город едва не стал столицей Белорусской Советской Социалистической Республики.

 

 

Могилев

8.

Одноименные соборы есть в Киеве, Великом Новгороде и Стамбуле. Символизировал сильное княжество и центр православного вероисповедания.

 

Софийский собор

9.

 

Этот замок является памятником архитектуры и включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Мирский

замок

10.

Картина «Рейтан» художника Яна Матейко больше известна под названием «Последний сейм Речи Посполитой», который состоялся в этом городе.

 

 

Гродно

 

Задание № 3 1 правильный ответ – 1 балл, максимум за задание – 10 баллов

"Букварь правовых знаний"

ВЫБОРЫ – процедура избрания путем открытого или тайного голосования на должность или для выполнения общественной работы.

КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства, который обладает высшей юридической силой в сравнении с другими нормативными правовыми актами.

ГРАЖДАНСТВО – принадлежность лица к определенному государству.

ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержки и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

ДЕКЛАРАЦИЯ – 1) официальное заявление, объявление, провозглашение основных принципов. 2) правовой (международно-правовой) документ, имеющий силу рекомендации (Всеобщая декларация прав человека). 3) заявление, предоставляемое гражданином (организацией) компетентному органу о характере имущества (таможенная, налоговая декларация и др.).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

 

ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый государственной властью, устанавливающий общеобязательные правила поведения.

ПРАВО – система общеобязательных правил

поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

КОНВЕНЦИЯ – международный договор,

устанавливающий взаимные права и обязанности государств в определенной области.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ – унитарное демократическое социальное правовое государство.

 

Задание №4 1 правильный ответ – 1 балл, максимум за задание – 10 баллов

"Литературная викторина "Права"

1.

Буратино с азбукой идёт в школу. Каким правом он воспользовался?

Право

на образование.

2.

У Буратино пытаются отобрать монеты лиса Алиса и кот Базилио. Какое право они нарушают?

Право

на имущество.

3.

Доктора Айболита зовут в Африку спасать малышей. О каком праве здесь говориться?

Право на охрану здоровья детей

4.

В сказке “Лиса и заяц”, лиса выгоняет зайца из дома. Какое право нарушила лиса?

Право

на неприкосновенность жилища

5.

Какое право нарушает мачеха по отношению к Золушке в одноименной сказке?

 

Право на отдых и рациональное использование рабочего времени

6.

Лиса съела Колобка. Какое право нарушено?

Право на жизнь

7.

Царь-батюшка пытался выдать свою дочь Забаву замуж, постоянно подыскивая ей состоятельных женихов. Какое право нарушал царь-батюшка?

Право на личную жизнь

8.

В сказке «Царевна-лягушка» изначально было нарушено право главной героини. Назовите его.

Право

на уровень жизни.

9.

Мультипликационный герой Чебурашка не знал кто он и откуда. О каком праве идет речь?

Право на имя и гражданство.

10.

Венценосная дама из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» разлучила одного датского мальчика с семьей. Какое право он может реализовать?

Право

на воссоединение семьи.

 

Задание №6 "Правовое лото"

1 правильный ответ – 1 балл, максимум за задание – 10 баллов

п/п

Трактовка статьи

статьи

1.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

6

2.

Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды.

12

3.

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии.

14

4.

Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

15

5.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения.

24

6.

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

27

7.

Ребенок имеет право на образование.

28

8.

Ребенок имеет право на отдых и досуг.

31

9.

Надо защитить, затрагиваемых вооруженным конфликтом детей.

38

10.

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения, гарантируется презумпция невиновности.

40

 

За игру команда максимально может набрать 57 баллов.

свернуть

Психологические особенности преподавания права несовершеннолетним