Отдел профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства

1. координирует деятельность учреждений образования, расположенных в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

2. признает несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении, осуществляет разработку и выполнение индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении;

3. организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

4. осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской ответственности и компетентности;

5. осуществляет оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми; обеспечивает учет данных о детях, находящихся в социально опасном положении, его своевременную актуализацию и на основе анализа данных осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

6. проводит консультативную работу со специалистами СППС учреждений образования соответствующей административно-территориальной единицы по вопросам социально-педагогической реабилитации детей и оказанию им психологической помощи, по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

 Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» — один из главных документов, определяющих работу по профилактике семейного неблагополучия и предотвращения социального сиротства. Для организации работы по этому направлению и с целью контроля в районе создан Координационный совет по реализации норм и положений Декрета №18, который включает в себя руководителей всех служб, занимающихся решением этой проблемы.

Социально опасное положение: ответы на самые актуальные вопросы про СОП

Около 90% всех материалов, поступающих в координационный совет, затрагивают ситуации, когда родители ввиду разных причин сталкиваются с постановкой ребенка (детей) на учет, как находящегося в социально опасном положении (СОП). С 1 февраля 2019 года вступило в силу Постановление Совета Министров № 22 от 15 января 2019 года, которое детализировало процедуру выявления СОП и деятельность государственных органов.

Предлагаем разобраться, что такое СОП в реальности и что поменялось.

 Что такое социально опасное положение?

Признание детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), – процедура, направленная на выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и комплекс мер по ее устранению.

 Каковы критерии СОП?

 Согласно новому Постановлению, их всего три:

  1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):

- родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;

- родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;

 - родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

 - родители систематически (два и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;

- родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения);

- родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или по месту пребывания;

- в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида.

  1. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:

- в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

- в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

  1. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):

- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;

- установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

 Какие государственные органы задействованы в процессе?

  • Местные исполнительные и распорядительные органы.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах).
  • Управление по образованию, спорту и туризму райисполкома.
  • Учреждения образования.
  • Организации здравоохранения.
  • Органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
  • Территориальные центры социального обслуживания населения.
  • Центры социального обслуживания семьи и детей.
  • Территориальные органы внутренних дел.
  • Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
  • Структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги.
  • Государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
  • Иные организации в пределах своей компетенции.

      Каким образом происходит процедура постановки в СОП?

     Процедуру постановки в СОП можно разбить на два этапа. Первый этап – условно «подготовительный», когда государственные органы выявляют, по их мнению, неблагополучную обстановку для ребенка и информируют об этом управление (отдел) образования по месту нахождения детей.

    Второй этап включает в себя социальное расследование, обследование условий жизни и воспитания ребенка и принятие решения о благополучии либо неблагополучии для ребенка, влекущее за собой постановку в СОП.

    Социальное расследование инициируется учреждением образования ребенка. При необходимости к социальному расследованию привлекаются специалисты вышеуказанных государственных органов по месту жительства детей, с письменным уведомлением. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении. По результатам расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

  При обследовании условий жизни и воспитания ребенка оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка. В нем отражаются сведения о ребенке, родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка, а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей СОПа. Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка. При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

 В какие сроки проводится социальное расследование?

  Управление по образованию, спорту и туризму райисполкома не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет информацию в учреждение образования, в котором обучается ребенок, либо в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка – в отношении ребенка в возрасте до трех лет либо ребенка, который не зачислен в учреждение образования.

  В течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, руководителем учреждения образования принимается решение о составе комиссии по проведению социального расследования, сроке его проведения, порядке и сроке обследования условий жизни и воспитания ребенка, а также о дате проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 На проведение социального расследования дается не более 15 рабочих дней. Обследование проводится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.

Что происходит на Совете профилактики?

 Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривает материалы проведения социального расследования и выносит одно из двух решений:

         1) либо обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка в СОП;

      2) либо рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

         В первом случае координационный совет рассматривает материалы в течение 14 дней и в свою очередь назначает заседание, о котором в обязательном порядке уведомляются родители ребенка. На заседании принимается одно из двух решений:

       1) признать ребенка находящимся в СОП и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами;

       2) рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

Что происходит, если ребенок признан в СОП?

         В случае, если ребенок признан в СОП, решение в течение трех рабочих дней направляется родителям и госорганам, ответственным за его реализацию.

         Один раз в три месяца координационный совет рассматривает исполнение решения по ребенку, находящемуся в СОП, совместно с родителями и госорганами. На заседании совет принимает одно из следующих решений:

       1) о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОП. Это включает в себя включение дополнительных мероприятий, изменение сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

          2) о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите;

            3) о прекращении исполнения решения о признании ребенка в СОП. Решение может быть прекращено по ряду оснований, предусмотренных закрытым перечнем: переезд семьи на новое место жительство; устранение причин, повлекших признание ребенка в СОП, или достижение ребенком возраста восемнадцати лет; избрание для ребенка меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы; смерть ребенка, а также объявление его умершим либо признание безвестно отсутствующим.

         Важно помнить: изъятие ребенка из семьи является исключительной мерой, которая предполагает наличие прямой угрозы жизни либо здоровью ребенка. Комиссия по делам несовершеннолетних уполномочена принимать решение об изъятии ребенка, находящегося на учете в СОП, на основании полученной информации об имеющейся угрозе для жизни и здоровья ребенка, в трехдневный срок. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. По истечении шести месяцев Комиссия принимает решение либо о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

свернуть

Участие педагога-психолога в проведении социального расследования

Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.

Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие. 

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь):

  • Беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи и т.д.);
  • Психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
  • Изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;
  • Анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Диагностические методики для работы с родителями:

  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
  • Методика «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
  • «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко;
  • «Шкала общения родителя с ребенком» А.И. Баркан;
  • «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан;
  • «Лики родительской любви» С.С. Степанов;
  • «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):

  • Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) («Интервью с ребенком» А.И. Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);
  • «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);
  • Проективная методика Р. Жиля (с 4 лет);
  • «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, Д. Антони (по ред. А. Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);
  • «Цветовой тест отношений» А. Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);
  • «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева (с 2,5 лет);
  • «День рождения» М. Панфилова (старший дошкольный возраст);
  • «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И. Баркан (с 3 лет);
  • «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (приблизительно с 6 лет);
  • Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М.А. Ковальчук);
  • Метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (школьники);
  • Методика «Подростки о родителях»  (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына).

По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:

  • Протокол диагностического обследования;
  • Психолого-педагогическая характеристика семьи;
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • Рекомендации по работе с несовершеннолетним и его семьей для педагогов (педагога социального, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника), родителя, других специалистов, работающих по реабилитации семьи. 

Требования к оформлению документов:

  • Дата;
  • Подпись исполнителя;
  • Гриф «Утверждаю» руководителя учреждения/подпись под документом (в случае, если документ покидает учреждение);
  • Считается корректным указание в характеристике перечня, использованного диагностического инструментария.

Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.

В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.

В него входит:

  • Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование.
  • Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).
  • Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается тренинг (групповая работа). Если на базе вашего учреждения имеется возможность организации подобной группы, эффективность работы значительно повышается. В группу не обязательно должны входить родители, чьи дети признаны находящимися в СОП. Вы можете пригласить на занятия опекунов. Часто ими становятся бабушки, которым иногда не вредно напомнить, как воспитывать внуков. Случается, что опеку оформляет родственник, у которого нет своих детей, для него информация, полученная от вас, будет бесценна. В работе группы могут принять участие молодые родители, у которых это первый ребенок, и кто чувствует в себе неуверенность в вопросах воспитания).

В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.

В случае, если в семье наблюдаются серьезные психологические проблемы, например, разлад в супружеских и/или детско-родительских отношениях, и объективно глядя собственными силами семью спасти не удается, не стесняйтесь обращаться за помощью. Направьте родителей к психотерапевту, супружескому психологу. Пропишите это условие в мероприятия. Дайте им еще одну возможность выхода из кризисной ситуации.

Если обобщить все сказанное выше, то вытекает следующий вывод: семья, где ребенок признан находящимся в СОП – это особая семья, с особым к ней отношением. Это семья, которой вы нужны больше всего, и которая самостоятельно со своими проблемами справиться не в состоянии. А тяжелее всех в такой семье приходится ребенку. Как следствие ограничиться мероприятиями, которые и так запланированы и проводятся со всеми детьми в вашем учреждении образования не получится. Для реабилитации семьи должны быть предложены мероприятия, разработанные индивидуально для этой семьи и под конкретного ребенка. И направлены эти мероприятия на помощь семье в целом и ребенку в частности. Дайте ему максимум того, что вы знаете и умеете, помогите наверстать упущенное, почувствовать то, что он может быть, никогда не испытывал. Даже если вам не удастся помочь родителям, и будет принято решение изъять ребенка из семьи, дайте по максимуму ребенку – это не проходит бесследно.

Примечание:

  • Мероприятия формируются государственными органами, государственными иными организациями на основании гл.6 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22) и в пределах обозначенных компетенций.
  • Рекомендуем составлять перечень мероприятий не менее, чем на три месяца, но не более, чем на полгода.
  • Анализ и контроль реализации мероприятий проводить не реже одного раза в квартал (через три месяца с момента постановки ребенка в СОП).
  • Государственным органам, государственным и иным организациям необходимо ежеквартально предоставлять секретарю координационного совета (за подписью руководителя) анализ выполнения мероприятий и предложения по дополнению указанных мероприятий, об изменении сроков их исполнения и ответственных исполнителей.
свернуть

Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, но при условии продолжения обучения в том же учреждении образования, учреждение образования информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.

При переходе несовершеннолетнего, состоящего в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, в другое учреждения образования (из СПЦ в д/у, из д/у в школу, из школы в другую школу, из СШ в СУЗ/ПТУЗ/ВУЗ) учреждение образование передает следующие документы:

- копию выписки координационного совета о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- последний анализ исполнения решения КС;

- копию последней выписки КС;

- копия последнего акта посещения семьи;

- педагогическую характеристика семьи;

- подробную информацию, послужившую основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (информация из РОВД, УО, КДН, копии входящей и исходящей документации по данной проблеме).

 ВАЖНО: Документы передаются с сопроводительным письмом, копия которого передается в координационный совет с ходатайством о внесении изменений и дополнений либо о прекращении исполнения решения КС.

свернуть

Документы на координационный совет

Перечень документов, предоставляемых в координационный совет Воложинского райисполкома в случаях:

1.Признания ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Обобщенная информация по результатам социального расследования
  5. Предложения о мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего
  6. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие показатели и критерии социально опасного положения

2.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, через 3 месяца

  1. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

3.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и необходимости включения дополнительных мероприятий

  1. Обращение в координационный совет
  2. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  3. Предложения о дополнительных мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего

 4.Направления в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите 

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Информация по результатам сопровождения семьи с выводами о необходимости признания НГЗ
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие необходимость признания НГЗ

 5.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в случае признания его нуждающимся в государственной защите

  1. Обращение в координационный совет
  2. Копия постановления комиссии по делам несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите

ВАЖНО

На основании проведенной работы и рассмотрении выполнения мероприятий на заседании совета профилактики, учреждение может принять решение о ходатайстве в координационный совет об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Также прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть:

- в связи с переездом семьи на новое место жительство,

- по достижении ребенком возраста восемнадцати лет,

- в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы,

- в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

6.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (если переехали, то с нового места жительства)
  4. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие устранение причин и условий социально опасного положения
  6. Копия документа, подтверждающего передачу документов на несовершеннолетнего в КС иного района и учреждение образования.
свернуть

ВОПРОС - ОТВЕТ

Какие документы учреждение образования предоставляет в Координационный Совет для признания несовершеннолетнего в социально опасном положении?

  1. Выписка из решения совета профилактики
  2. Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей)
  3. Информация по результатам социального расследования
  4. Предложения о мероприятиях.

Однако секретарь Координационного Совета при анализе полноты, достоверности и достаточности сведений по результатам социального расследования вправе запросить дополнительные документы.

В какой срок издается приказ о проведении социального расследования?

Приказ издается в день получения информации о неблагоприятной для детей обстановке или на следующий рабочий день.

Что необходимо обязательно включить в приказ о проведении социального расследования?

  1. Персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия)
  2. Срок проведения социального расследования, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка (в течение 3 дней)
  3. Дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  4. Ответственный за подготовку обобщенной информации

Где необходимо рассматривать результаты проведения социального расследования?

Результаты проведения социального расследования рассматриваются на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Какова периодичность рассмотрения исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении?

В решении о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении Координационным советом устанавливается периодичность рассмотрения данного решения, но не реже одного раза в квартал.

Какие документы предоставляет учреждение образования в Координационный совет по исполнению решения о признании в СОП?

Учреждение образования предоставляет информацию, которая включает анализ мероприятий, реализуемых только учреждением образования.

Какова роль педагога-психолога при проведении социального расследования?

В период проведения социального расследования (15 рабочих дней) педагог-психолог проводит психологическую диагностику несовершеннолетних и их родителей, направленную на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. Результаты диагностики должны быть отражены в обобщенной информации по итогам проведения социального расследования.

Нужно ли составлять акт при посещении семьи в ходе проведения социального расследования?

Комиссия составляет акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), который подписывают члены комиссии и представители государственных органов, государственных и иных организаций, посетивших семью. Родители, присутствующие при посещении, должны быть ознакомлены с актом. Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения, а также сведения о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) (часть 2 пункта 11 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении).

свернуть

Профилактические видеоролики

подробнее...

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков

В брошюре рассмотрены основные характеристики детско-родительских отношений, особенности эмоционального развития ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, составляющие эмоционального благополучия ребенка в семье, представлены модель коррекционно-обучающей программы по устранению нарушений в детско-родительских отношениях на основе интерактивного подхода, цикл занятий для родителей младших школьников, рекомендации для родителей по улучшению детско-родительских отношений с детьми.
🎈ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 🎈