Заседание методической мастерской для педагогов социальных, педагогов-психологов «Работа с семьёй по формированию патриотизма и гражданской позиции у детей и подростков»

08.10.2021
В рамках 11 педагогического марафона «Единство, гражданственность, патриотизм – ключевой курс образования Минщины» базе учреждения образования «Воложинский государственный районный социально-педагогический центр» состоялось заседание методической мастерской для педагогов социальных, педагогов-психологов по теме: «Работа с семьёй по формированию патриотизма и гражданской позиции у детей и подростков»

Педагогическая мастерская работала в видеоформате.

   О роли специалистов СППС в вопросах воспитания любви к Родине, национального самосознания через национальные ценности, традиции, творческую и социальную самореализацию, ответственного поведения каждого учащегося и роли семьи  в вопросах воспитания патриотизма и ответственности перед обществом  говорила в своём выступлении педагог социальный районного СПЦ Жданович Ю.В.

   Опытом работы детско-родительского клуба «Семейный очаг» поделилась педагог социальный ГУО «Гимназия № 1 г. Воложина» Кезик Т.П. Клуб работает четыре года. Цель деятельности клуба: комплексное педагогическое сопровождение семьи; гармонизация детско-родительских отношений; повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Задачи клуба: наладить действенное взаимодействие между педагогами, родителями и подростками, другими организациями и учреждениями; помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно его  оценивать. Новизной и отличительной особенностью клуба «Семейный очаг» является вовлечение родителей в воспитательный процесс учреждения образования как равных партнёров, создание условий для обмена семейным опытом, формирование семейных традиций на положительном эмоциональном фоне в семье. Используется форма проведения мероприятий с привлечением программы «Равный обучает равного». Основными принципами работы клуба являются: родители, педагоги, учащиеся взаимодействующие в рамках РОР – партнёры в воспитании и образовании детей; самовоспитании и самоорганизации; единство целей и задач педагогов и родителей; учащихся при проведении мероприятий; взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности; анализ взаимодействия семей и педагогов, учащихся друг с другом. Результатом деятельности клуба является: в процессе встреч в детско-родительском клубе родители становятся более внимательны к своим детям, учащиеся старших и младших классов друг к другу, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения, создавая атмосферу принятия, в которой подростки чувствуют себя комфортно; у ребят повышается мера уважения к чувствам друг друга, укрепляется уверенность в воспитательных возможностях и их результатах; совместная работа приводит к подчинению единым правилам, даёт почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка, на лицо процесс построения межличностных отношений.

   Опытом работы по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних и их законных представителей поделилась педагог социальный ГУО «Вишневский учебно-педагогический комплекс детский  сад-средняя школа Воложинского района» Пупа Т.П. В своём выступлении она отметила, что в Год народного единства приоритетным направлением в работе педагога социального, как и учреждения образования в целом, является гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Сложилась система духовно-нравственного воспитания. Основной целью мероприятий проводимых с родителями является продолжение формирования у них умения жить в поликультурном мире, в семье, формировать такие духовные ценности как уважение, доброта, понимание, милосердие, любовь и прежде всего – это грамотное воспитание детей, умение видеть в детях детей, понимать их, помогать, заботится о них, создавать, развивать традиции семьи, приобщать детей к различным видам трудовой деятельности, учить детей видеть красоту мира, понимать её и беречь, любить свою землю, свою страну и малую Родину. Основными формами работы являются: групповые и индивидуальные консультации, беседы, дискуссии, круглые столы. Успешно в учреждении образования идёт реализация образовательного проекта «Школа активного гражданина», 2021/2022 учебного года организован курс факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Идёт целенаправленная работа  к 920-летию со дня рождения Ефросинии Полоцкой и 860-летию создания Креста Ефросиньи Полоцкой. Цель данных мероприятий – отразить духовный подвиг Ефросиньи Полоцкой, её труд на благо нашей родной земли.

   Из опыта работы с семьёй по формированию патриотизма и гражданской позиции у детей и подростков было выступление педагога-психолога ГУО «Ивенецкая средняя школа» Солтан В.А. Был представлен опыт проведения интерактивных занятий с учащимися 5-7 классов «Всё начинается с семьи», целью которых является развитие у учащихся желания сохранять семейные ценности, определять свою роль в заботах по дому и в создании тёплых семейных отношений. Примером успешно опыта работы является проведение диспута со старшеклассниками «Семья – современный взгляд».

   К заседанию методической мастерской в качестве методического ресурса оформлены материалы в помощь специалистам СППС.