ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Почему вы никогда не должны курить даже 1 сигарету

https://drive.google.com/file/d/1ijPrcLjyEIbTIBJCWc6nLicnHU1iud0K/view?usp=sharing

 

Подростковый алкоголизм

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 10 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином», или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т.д.  С 14–15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем, для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».

Подростковый алкоголизм и мотивы

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство и т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики подростков, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у подростков жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).  Кроме того, определенной части подростков свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физическая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязность. Итак, еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростка образуется определенное представление об этом продукте, о его особом, как неправильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким оно  представлялось подростку: «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако в возрасте 13–16 лет в связи, с какими либо событиями (окончание школы, поступление в учебное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое психологическое содержание. В связи с этим особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или существенно ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются общественной работой. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Правда, они любят кино, но зачастую только за его развлекательную сторону. Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит его к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой очень пагубные последствия. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением их в семье, школьном коллективе. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывает, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: компьютерные игры, в том числе на деньги, многочасовое прокручивание музыкальных дисков, «бренчание» на гитарах, праздное гуляние по улицам, посещение баров, кино. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена, какой либо полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпрепровождение скучающих несовершеннолетних, и такая группа становится благодатной почвой для распития спиртных напитков. Большинство подростков знает о вредном влиянии алкоголя, но среди них также распространено мнение о «пользе» алкогольных напитков, которые расцениваются как показатель взрослости, что косвенно поддерживается некоторыми зарубежными произведениями литературы и киноискусства, где смакуется и даже поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается ложная мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья — дело обыденное и поэтому непредосудительное.

Подростковый алкоголизм и поведение

Как часто некоторые подростки с гордостью отмечают у своих товарищей повышенную устойчивость к алкоголю, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к водке — первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Для алкоголика что рюмка, что стакан, что бутылка вина — все едино. Уже от рюмки спиртного он приходит в своеобразное состояние эйфории —возбуждения, которое только усиливает его стремление выпить, а затем последующие дозы мало меняют его внешний вид, хотя в организме происходят заметные сдвиги. Вначале подросток проявляет чрезвычайную активность, пытаясь «вне очереди» выпить очередную стопку, начинает буйствовать или дурачиться. Но вот последняя капля переполняет пределы устойчивости, и подросток «отключается» от внешнего мира, впадая в забытье. Потеря контроля за количеством выпитого, непомерная жадность к спиртному и сопровождающее это неконтролируемое развязное, нередко циничное поведение — стойкие признаки алкоголизма. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Подростковый алкоголизм и стадии опьянения

Давайте проследим стадии опьянения и алкоголизма более подробно. Группа подростков собралась по поводу дня рождения, собрались гости, за столом, уставленным яствами, возвышается батарея бутылок с привлекательными наклейками. Здесь вино,пиво и водка — непременный атрибут застолий. После первого тоста за столом некоторое время молчат, но уже через несколько минут начинается непринужденный разговор. Все чинно и благородно. Но вот где-то на дальнем конце стола прошел смешок — это рассказан первый анекдот, пущена острота. Немного погодя — еще после пары тостов — начинается всеобщий гомон. Кто-то лезет со своей рюмкой к друзьям через весь стол, а кто-то уже запевает песню. Трезвому человеку, неожиданно попавшему в пьяную компанию, многое кажется диким, хотя сам он, бывая навеселе, не замечал несуразности поведения окружающих. Вот один из гостей с назойливой настойчивостью уговаривает соседа выпить дополнительную рюмку водки, а другой уже клюет носом над полной тарелкой, «осоловев» от большого количества выпитого. Такое праздничное застолье бывает эпизодическим. И если спросить его участников, как часто они выпивают, большинство ответит, что нерегулярно. Однако даже после однократного приема алкоголя у подростков ночь проходит беспокойно, а утром они встают разбитыми, с опухшим лицом и больной головой. Рабочий день, как правило, оказывается испорченным, и в школе или институте все не ладится, основательно ухудшаются мыслительные процессы, снижается быстрота и точность вычислений. Итак, даже после нерегулярного, случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о тяжелом его отравлении. Если же употребление алкоголя принимает систематический характер, подросток пьет по любому случаю, выискивая любой повод, чтобы напиться, то это уже называется бытовым пьянством. Для любого пьяницы не имеет значения смысл праздничного события, ему безразлично, одобряют ли его поведение другие или нет. В этой стадии приобщения к спиртному в значительной мере меняется отношение пьющего к окружающим, к общепринятым и допустимым нормам поведения. Для пьяницы самыми близкими людьми становятся его собутыльники, пусть даже они впервые оказались с ним за столом. Время, место и обстановка, в которой люди пьют, теряют значение. Пусть это будет ресторан или столовая, кухонный стол или стойка в закусочной, наконец, просто подворотня или грязная лестница — пьянице все равно.

Таким образом, разница между эпизодическим приемом спиртного и пьянством заключается не только в количестве выпитого за один раз, но и в психологической установке пьющего. В первом случае подросток отмечает, какое-то торжественное или значительное событие, во втором — пьет только для того, чтобы привести себя в состояние опьянения. Если вовремя удержать подростка от пьянства, это предупреждает его дальнейшее падение и развитие алкоголизма.

Факторы риска:

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  • Раннее начало половой жизни;
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
  • Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  • Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;
  • Регулярное медицинское наблюдение;
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  • Соблюдение общественных норм.

Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.  В процессе своей жизни на человека воздействуют как факторы риска, так и факторы защиты и чем больше факторов риска, тем больше шанс стать алкоголиком. Нет единственного фактора, который бы способствовал развитию алкоголизма.

 

свернуть

МЫ - ПРОТИВ НАРКОТИКОВ!!!!

Профилактические видеоролики МВД
развернуть

ДЕТИ И АЛКОГОЛИЗМ

Беларусь – уникальная страна: здесь люди бросают пить в том возрасте, когда в других странах только начинают. Смутные воспоминания о самых безбашеных пирушках, как правило, относятся к первым курсам института. Но нередко и к старшим классам школы. Согласно статистическому опросу, впервые белорусы пробуют алкоголь в раннем детстве, всегда по ошибке, когда ребенок после сабантуя родителей отпивает из стакана, оставленного на столе, воду, которая при ближайшем знакомстве оказывается водкой. Или путает вино с морсом. Конечно, такой опыт всегда является горьким, и точно не ведет к повторному желанию выпить. Но с детства малыш видит, что алкоголь – это неотъемлемая часть праздников и веселья, да и взрослой жизни в целом.

Детский алкоголизм – эта проблема стоит более остро, чем у взрослых людей в связи особенностями детского организма и возможности быстрого пристрастия к алкоголю. Настораживает также рост потребления спиртных напитков у несовершеннолетних.

Детский и подростковый возраст – пора приобретения знаний и профессии, этап окончательного формирования личности. В этот период человек интенсивно усваивает все нормы поведения, которые ему дает окружающая социальная среда. И если эти жизненные ценности и нормативы будут искаженными – избавиться от них потом будет непросто. Что же касается физиологических особенностей детского организма, то можно сказать, что  организм и нервная система в этот период очень чувствительны ко всякого рода внешним воздействиям – являются ли это стрессы, меры воспитания или яды. Поэтому у детей, впервые приобщившихся к алкоголю, гораздо чаще и в более тяжелой степени бывают симптомы отравления алкоголем. Однако, как сказано, организм детей очень быстро приспосабливается ко всяким изменившимся условиям. Это касается и алкоголизма, который у детей имеет злокачественное течение. Если взрослому человеку требуется несколько лет, чтобы получить устойчивость к большим дозам алкоголя и получить от него зависимость, то детям для этого требуется несколько месяцев.

Причин употребления детьми и подростками спиртных напитков несколько. Самой главной из них является дурной пример взрослых. Если в семье хотя бы один из родителей является алкоголиком, то его дети со временем будут воспринимать  пьянство как вполне нормальное явление, а потом и сами начнут злоупотреблять спиртным. Примерно в пятидесяти случаях из ста будущие алкоголики родились и воспитывались в семьях алкоголиков тоже. Более того, причиной систематического употребления детьми спиртных напитков явились сами взрослые, которые вследствие своей неграмотности в отношении алкогольной болезни  впервые дали спиртное своему несмышленому отпрыску. Несмотря на то, что наследование алкоголизма не доказано, в неумеренно пьющих семьях часто рождаются дети с психическими отклонениями, проявляющимися в задержке психического развития и разного рода психопатиях. Если умственно отсталые дети легко поддаются постороннему внушению и по этой причине, попав в другую компанию, легко могут начать употреблять спиртное, то дети с психопатическими чертами характера (вспыльчивостью, агрессивностью, пониженным фоном настроения) находят в алкоголе средство, которое бы временно улучшало их постоянно гнетущее настроение.

Другой причиной злоупотребления детьми спиртных напитков является неправильное воспитание в семье. Здесь можно выделить такие полярные причины как гиперопека и безнадзорность. Если при гиперопеке сердобольные родители во всем потакают своему ребенку,  стараясь  избавить его от жизненных трудностей, то такой тепличный ребенок в последующем не в состоянии самостоятельно бороться с невзгодами и стрессами, легко привыкает к алкоголю как к средству, создающему видимость благополучия. Тогда как при отсутствии какого-либо внимания со стороны родителей вообще ребенок воспитывается улицей, воспринимая все нормативы хулиганистой среды, среди которых потребление алкоголя занимает немалое место.

В последние годы большую роль в раннем употреблении алкоголя сыграли кино и телевидение. Рекламные ролики, пропагандирующие пиво также воздействовали на неокрепшую психику подростков прежде, чем на это не наступил запрет.

Согласно ведущим наркологам выделяются следующие этапы развития алкогольной зависимости у детей и подростков.

Первый этап, длительность которого составляет несколько месяцев, когда ребенок привыкает к спиртным напиткам. Немалое значение при этом имеет неблагоприятная дворовая компании, в которую попадает подросток.

Второй этап длится около года. Здесь закономерным является систематическое употребление алкоголя в пьющей  компании сверстников.

Третий этап является характерным для образования устойчивой психологической зависимости от алкоголя. Его длительность до нескольких лет. В это время подросток теряет контроль над количеством выпитого, у него резко возрастает толерантность (устойчивость) к большим дозам спиртного, что является показателем начальной стадии  алкоголизма.

Четвертый этап характеризуется появлением похмельного (абстинентного) синдрома. В отличие от взрослых – этот синдром у детей непостоянен, более короток по времени  и возникает только при употреблении больших доз алкоголя.

Пятый этап отличается высокой физической зависимостью от алкоголя. Здесь впервые появляются симптомы деменции и психопатизации. Подросток становится злобным, неуправляемым. Учеба его не интересует, он постоянно прогуливает и получает плохие оценки даже, если он пытается готовиться к урокам. Очень часто на этом этапе, испытывая все возрастающую потребность к алкоголю и не имея на это денег, подросток начинает употреблять различного рода заменители – ацетон, другие растворители, начинает пробовать наркотики.

Лечение таких детей осуществляется в специализированном стационаре отдельно от взрослых больных алкоголизмом. Для этого требуется согласие родителей или опекунов, а иногда привлечение сотрудников детской комнаты милиции. Эффект от лечения гораздо хуже, чем у взрослых по вышеуказанным причинам.

Нам достаточно оглянуться вокруг – возле киосков и магазинов, на скамейках, в скверах, возле подъезда, просто на улице, мы увидим детей с бутылкой пива или банкой коктейля в руках.  Обычные мальчики и девочки, школьники и студенты.

Когда у подростков возникает желание выпить, они без проблем покупают спиртное в ближайшем ларьке, находятся и «сочувствующие» из числа взрослых, которые помогут приобрести спиртное в магазине, если продавец требует паспорт и категорически отказывается без него продать спиртное. По закону, продавать алкоголь несовершеннолетним запрещено. Однако порой, этого недостаточно. И пока наше общество не осознает насколько пагубно влияет спиртное на организм наших детей и будет оставаться толерантным к этому явлению, законов, запрещающих реализацию спиртосодержащих продуктов несовершеннолетним, будет не достаточно.

Алкогольные коктейли…

Согласно последним социологическим опросам, - самый покупаемый напиток среди детей от 13 до 17 лет. Разноцветные баночки стоят среди шоколадок и лимонада, и маскируются под газировку в ярко-раскрашенной упаковке. По виду они практически неотличимы, по цене – тоже. Они такие же сладкие, они такие же вкусные. Но в них есть немножечко алкоголя. Было проведено лабораторное исследование одного из самых популярных у молодежи коктейлей. Содержание в нем этилового спирта – 9%. А это значит, что одна банка коктейля эквивалентна 50 граммам водки, 2 банки – это 100 граммов. При постоянном потреблении подобных коктейлей, ну, например, 2 банки в неделю – даже 2 банки в неделю, можно считать потребителя уже потенциальным алкоголиком. В составе коктейля также обнаружен кофеин. Одна банка этого напитка соответствует 3-4 чашкам крепкого кофе. Если ребенок выпивает 2 банки, это соответственно 6-8 чашек крепкого кофе. Такая доза сокрушительна для организма даже взрослого человека. Ее воздействие еще усугубляется красителями, ароматизаторами, консервантами, подсластителями – без них не обходится ни один баночный коктейль, потому что именно пищевые добавки делают эти напитки вкусными и привлекательными.

Пиво…

Пиво – это один из самых опаснейших напитков. Оно относится к слабоалкогольным напиткам, но содержание спирта в нем – от 3 до 12%. Один из компонентов пива – хмель, источник особых веществ, фитоэстрогенов. Это растительный аналог женских половых гормонов. Если ваша дочь пьет пиво, расскажите ей, что в будущем вероятность бесплодия и онкологических заболеваний для нее многократно возрастает. Избыток женского гормона в организме ребенка приводит к тяжелым нарушениям всей эндокринной системы.

При употреблении пива мальчики становятся похожими внешне на девочек. Почему? Потому что пиво может вызывать нарушения правильного соотношения между эстрогенами и андрогенами. То есть идет феминизация мужского пола, можно сказать.

Тяжело выраженные соматические последствия (цирроз печени, гепатит, миокардиодистрофия) — так называемый «синдром пивного сердца» при многолетнем регулярном злоупотреблении пивом или любым другим алкоголем.

Употребление пива длительное ведет к тому, что где-то к 25 годам, может быть и раньше, формируется феминное распределение жира. То есть это животики, это верхняя часть груди, это бочка. Вы вспомните эту рекламу, которая годами шла? "Кто бежит за Клинским? Самый умный, самый красивый, кого девки любят, бегут за Клинским пивом". Помните? Убедили молодежь – побежала молодежь. Кто бежит за Клинским? Если ваш сын пьет пиво, объясните ему: существует серьезная опасность, что в 30 лет он уже будет не способен к нормальной сексуальной жизни, а в 40 станет импотентом. Знать это надо.

Необходимо также знать, что у ребенка, впервые дегустирующего пиво, естественная рвотная реакция на алкоголь не возникает, как в том случае, когда он пробует водку или самогон. Функция пива – прокладывать к ним дорогу. По данным ученых 90% сегодняшних алкоголиков именно с пива начали свое путешествие в никуда.

Врачи-наркологи сообщают, что если раньше они имели дело с ребятами из неблагополучных семей, и к нам привозили детей из интернатов и детских домов, детей-сирот, социальных сирот, то сейчас поступают дети на обследование из благополучных семей. Дети, которые учатся в колледжах, специализированных учебных учреждениях, с тремя языками, дети, которые посещают спортивные школы, которые посещают музыкальные школы. Девочки после музыкальной школы идут и распивают спиртные напитки.

Согласно социологическим исследованиям подростки употребляют алкоголь в 60% случаев, потому что им это нравится, приятно. 15% детей объясняют, что снимают таким образом эмоциональное напряжение.

По статистике в 22% случаев из 100 дети начинают употреблять алкоголь за компанию. Если ваш ребенок не обладает лидерскими качествами, является ведомым, то попав в среду пьющих подростков, он обязательно начнет пить. Что дети говорят на этот счет? «Компании затягивают. Все пьют, как бы, и ты не хочешь быть "белой вороной", и поэтому вместе со всеми пьешь.»

Компания, как правило, разновозрастная. То есть разница в возрасте – там, 2-3-4 года между ребятами. Но правила такие, что употреблять спиртное надо равномерно. Поскольку все они, как бы, сбросились на это спиртное, значит, должно быть равномерное распределение этой дозы на всех. Но здесь есть подросток, которому 16 лет, и есть подросток, допустим, которому 13 лет – и они употребляют одинаковое количество спиртного.У детского и подросткового пьянства есть свои отягощающие особенности. Например, подростки не могут пить мало. Одним бокалом пива дети никогда не ограничиваются. Ежедневные дозы спиртного, которые употребляют подростки 14 и 15 лет, могут убить взрослого. Подросток уже пьет-пьет-пьет до тех пор, пока есть что пить.

Вторая особенность детского употребления спиртного в том, что дети в силу, так сказать, стремления к экспериментаторству и познанию чего-то нового,  предпочитают экспериментировать. К выпивке постепенно присоединяются травка, таблетки, клей, героин. Для ребенка, зависимого от состояния кайфа, уже не важно чем его достигать – в ход идут любые вещества, которые изменяют сознание. Но всем наркотикам проторяет дорогу именно алкоголь.

Профессор В.ЖДАНОВ так комментирует эту ситуацию: Я хочу споить наших детей. Что я буду делать? Ну, что делать, раз я их хочу споить и уничтожить? Я, конечно, понижу цены на пиво, на коктейли и на вино. Потому что дети водку не пьют, потому что смысла нет, а вот на это я понижу. Причем, понижу до нижнего предела, чтобы ребенок, когда ему деньги дают на завтрак, чтобы он выбирал – то ли позавтракать, то ли отложил пиво купить. Вы поймите, что вся мощь пропаганды, средств массовой информации направлена на то, чтобы люди пили.

В организме пьющего подростка необратимые разрушения начинаются незаметно. В этом возрасте здоровье кажется безграничным. И ребенок ничего этого не ценит. В первую очередь страдает мозг ребенка, кровь и печень. Но сильнее всего негативному влиянию подвержена еще незрелая центральная нервная система. Заметно затормаживаются логическое и абстрактное мышления, ухудшаются память, снижается интеллект, страдает эмоциональная сфера. Так как в возрасте 11-18 лет физиологические функции организма еще находятся на стадии формирования, велик риск алкогольных отравлений и интоксикаций, нередко случаются и алкогольные комы. На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон, судороги, серьезные психические нарушения (галлюцинации, бред), возможен летальный исход.

У кого-то из детей, употребляющих спиртные напитки, начинают выпадать зубы или волосы, кто-то перестает расти и набирать мышечную массу. Пьющий подросток обречен на ранние полиневриты. Сначала появляются судороги, потом руки или ноги отнимаются. Меняется походка, становится такой, шаркающей, медленной, маленькими шажками. Вот это вот алкогольный полиневрит в  уже запущенной стадии, практически неизлечимый. Но начинается это все уже в подростковом возрасте, когда человек начинает злоупотреблять алкоголем. По мнению врачей, разрушительное воздействие алкоголя на организм подростка, как правило, отсрочено по времени. Например, рождение в будущем умственно-отсталого ребенка – это тоже результат употребления спиртных напитков до 18 лет. Алкогольное поражение мозга подростка начинается с незначительных симптомов. Головные боли, головокружения, утомляемость. Уменьшается объем головного мозга, становится больше воды. Ухудшается ее отток по спинному мозгу, по каналам и она начинает скапливаться в головном мозге. Потихонечку развивается гидроцефалия. И это избыточное давление воды, этой жидкости в головном мозге дополнительно давит на головной мозг и дополнительно вызывает в нем атрофические процессы. Вместе со снижением интеллекта в подростке постепенно формируется так называемая алкогольная личность. Ее главные черты – лживость, агрессивность, пассивность, депрессивные реакции, сексуальные извращения, узкий и примитивный круг интересов, эмоциональное огрубение.

У подростка нет критики к своему состоянию, к своей проблеме. А сами подростки воспринимают то, что с ними происходит, как нечто нормальное, ничего не происходящее. Алкогольная личность подростка поддержана частым сменам настроения безо всякой причины, тупая пассивность может мгновенно смениться злобностью и немотивированной агрессией. Некоторые родители даже не верят, что их ребенок стал злоупотреблять алкоголем, и, соответственно, всю информацию, даже вот, явную информацию, как бы неосознанно вычеркивают из сферы своего внимания.

Алкоголизм – это болезнь. Болезнь, можно сказать, неизлечимая. Пьющий подросток лишает себя своей личности и не проживает той жизни, которую мог бы прожить, - интересной, богатой, полноценной.

В большинстве случаев дети первый раз пробуют алкоголь в своей семье. Это происходит либо случайно – не доглядели, либо родители сами дают ребенку выпить для аппетита. Некоторые родители детям предлагают алкоголь с 1 года. 1 год исполнился ребенку, его поздравляют с днем рождения и дают ему выпить глоток водки. Ну, считается ничего страшного. Поэтому когда вы возмущаетесь, что ваши дети пьют, вы, прежде всего, загляните в свой бар, где стоят эти бутылки, и посмотрите на себя в зеркало. И если мы сейчас не примем меры, то следующее поколение с этой проблемой уже не справиться. Фильм "Детский алкоголизм"

Взрослые дети алкоголиков.

По меткому определению Джанет Войтиц, автора книги, посвященной детям зависимых от алкоголя, алкоголик в семье, как «динозавр в гостиной». Животное шевелится и сотрясает весь дом, жители как могут заделывают трещины и подпирают стены. Жить внутри нельзя, но выхода особого нет. Приходится быть начеку чтобы тебя не зашибло хвостом или не наступили лапой. Часто алкоголик в семье - это большой-большой секрет. И не столько для окружающих, ибо они-то знают про динозавра в вашем доме, сколько для самой семьи. Это происходит по 3 причинам: 1. Сам алкоголик отрицает зависимость от алкоголя (он всегда может бросить, по собственному мнению) 2. Партнер алкоголика так же отрицает зависимость, либо «лечит» зависимого и спасает его (фактически является со-зависимым). И фактически создает «фасад нормальной семьи». 3. Ребёнок вынужден не выражать свои чувства по поводу происходящего и не говорить никому те вещи, которые его пугают в семье. Если он будет говорить об этом, то его будут воспринимать, как предателя, человека который не любит маму и папу, а значит он останется без родительской любви.

Ребенок алкоголика часто становится довольно рано сам себе родителем, и начинает сам о себе заботится с малых лет. У родителей на него нет достаточно времени. Если оба родителя пьют, то они заняты спиртным, если это зависимый и со-зависимый, то у них тоже своя игра, в которой ребенок может быть средством и инструментом для манипуляции. Как личность, ребенок для родителей может быть невидим.

Часто дети в семье алкоголиков начинают рано пить. И тут дело не только в генетике. Алкоголь может служить инструментом который помогает стать видимым в мире родителей. Он может сидеть с ними за столом, испытывать те же чувства, что и они, воссоединиться с ними. Он так же может стать еще одним зависимым и его настроение и поступки будут важны для со-зависимой матери или отца.

Вырастая ребенок приобретает ряд черт, которые и определяют его дальнейший жизненный путь. Даже если он сам не пьет, тем не менее, детский опыт закладывает свой фундамент.

1. Взрослые дети алкоголиков не знают, что такое «нормальная семья». Для них нормальная семья это родительский образец. Даже если они совершенно не пьют и вообще ведут трезвый образ жизни, у них часто бывают весьма своеобразные понятия. Например очень многие полагают, что насилие и физическое и эмоциональное в семье -норма и что по-другому детей не воспитать. Они не знают, что делать с семьей в свободное от работы время, как проявлять чувства и эмпатию.

2. Они с трудом следуют правилам и планам действий. В их семье планов не было и все зависело от капризов алкоголика и его состояния. Более того строить планы и потом наблюдать, как все рушится довольно болезненно, поэтому иногда лучше не начинать этого вообще.

3. Они часто лгут, если высказывание правды может кого-то расстроить или вызвать негативные чувства.

4. Судят себя без жалости. Так как они часто подвергались постоянной критике со стороны родителей, и все их существование было пронизано осознанием своей ненужности и неадекватности. Чтобы ты не сделал, все плохо и глупо.

5. Они не могут расслабиться и получать удовольствие от жизни. В их детстве эта часть была сведена к минимуму и, как правило, наказывалась, потому что пункт 4.

6. Испытывают трудности в проявлении интимности и построении интимных отношений. Быть слишком близко к человеку опасно. Сегодня ты ему доверишься, а завтра тебе наваляют за это. Чувства проявлять опасно и никому не нужно их видеть. Это те самые «сопли- слезы и сю-сю» за которые могли ввалить раздраженные родители.

7. Дают чрезмерную реакцию на ситуации где теряют контроль. Для ребенка это было опасно потерять контроль, не суметь вовремя увернуться, не попасть под горячую руку. Расслабился, не контролируешь окружающую среду- сейчас тебе достанется.

8. Им нужно постоянно подтверждение, что они делают правильно и их в этом надо убеждать. Так как ребенок находится в условиях, где за одно и тоже могут и похвалить, и побить, то ему необходимо внешнее одобрение, иногда неоднократное, что у него все хорошо, и он делает все правильно.

9. Они чувствуют себя иными, не принятыми в обществе людей. Во-первых, ребенок был всегда чужим и ненужным в семье на фоне разных семейных неурядиц. Во-вторых ему довольно сложно было жить среди сверстников. Всегда могло произойти, что-то позорное и не по вине ребенка. Он мог не сделать домашнее задание, потому, что его отец читал ему нотации до 12 часов ночи, или выкинул его тетрадки. Он не может пригласить детей к себе в гости, потому, что тогда они могут узнать «секрет» и увидеть пьяного отца. И многое другое.

10. Он чувствует себя ответственным за судьбы окружающих, ему кажется, что без него все рухнет. Только одно неверное движение и папа/мама рассердятся и тогда… катастрофа. Может быть наоборот, стать полностью безответственным и не интересующимся окружением. Слишком большой эмоциональный груз вытесняет желание вообще как-то участвовать в жизни других людей.

11. Они, как правило, верны партнеру даже тогда, когда нет никаких причин быть верным. Т.е. любят в основном вопреки. Даже вопреки здравому смыслу.

12. Они импульсивны. Каждое действие вызывает страх, что оно будет не правильным и поэтому человек может делать наугад, «пан или пропал». Если выпадает «пропал» человек тут же смущается, запускает самоуничижение и ощущает, что потерял контроль над ситуацией, жизнью и самим собой.

Вообще с таким набором качеств, довольно сложно поддерживать здоровые отношения. Чаще всего заведя знакомства или роман с людьми не имеющими такого багажа из детства, взрослые дети алкоголиков не находят с ними общего языка. И с детьми алкоголиков завести роман довольно трудно. Им нужно выполнять довольно много защитных действий и довольно сложно построить хорошую эмоциональную связь. Чтобы исправится, быть другим, нужно осознать, в чем суть проблемы с ними. Но так как для детей алкоголиков часто тема злоупотребления спиртным остается запретной и для них происходившее в семье нормально, сделать шаг к осознаванию довольно сложно. Более того, так как они всегда пытаются все сделать правильно и исправить прошлое, они выбирают себе в партнеры алкоголика. Это понятная простая среда, в которой они выросли и они знают правила игры.

Как уберечь детей от алкоголизма?

Вы случайно почувствовали запах спиртного от ребёнка и запаниковали. Столько раз сами встречали в подъезде подростков, распивающих бутылку вина или пива, но никогда не задумывались, что и Ваш сын, когда подрастёт, может оказаться в такой же компании. От того, как Вы себя поведёте и что скажете, зависит, уйдёт ли он в себя, замкнётся или будет откровенен в доверительной беседе. Надо ли рассказывать детям, вступившим в подростковый возраст, об опасности развития влечения к спиртному при регулярном употреблении алкогольных напитков? Вы не сомневаетесь, что это делать нужно и как можно скорее, однако такой разговор требует специальной подготовки.

Дорогие родители, Вы умилялись всего несколько лет назад, увидев своего карапуза или чужого, забавно потягивающего из банки пиво, и спешили запечатлеть этот момент на фото. И, конечно же, он запомнил отношение своих кумиров к распитию алкогольного напитка. Не помогут установить доверительный контакт Ваши гневные утвердительные запугивания: «Что ты себе думаешь? Алкоголиком станешь, наркоманом!». Не воспримет подросток и воспитательную неискреннюю риторику. Прежде всего, желательно выяснить: с кем и где распивалось спиртное, при этом не обязательно выпытывать конкретные имена – это настораживает. Достаточно, если Вам станет известно, что в одной компании с Вашим ребёнком были одноклассники или ребята из вашего двора. Если сложилась компания школьников, и они регулярно встречаются, распивая спиртные напитки, то одних Ваших бесед и других усилий по предотвращению влечения может оказаться недостаточно, и надо идти в школу, чтобы подключались к пропаганде здорового образа жизни учителя. В случае дворовой компании требуется объединение родителей, хорошо осознающих опасность детского алкоголизма, для отвлечения подростков на спортивные мероприятия, на совместный общественный труд, на всё, что сообща придумается. Только спокойные, доброжелательные действия могут вызвать у подростка желание продолжать контакт, обсуждая щепетильную тему! Однако не надо забывать, что система жизненных ценностей, в которых нет места алкоголю и наркотикам, за один разговор не создаётся, и придётся время от времени в течение многих месяцев проводить профилактические беседы.

Детский алкоголизм стал привлекать к себе внимание только тогда, когда появились хронические больные в десятилетнем возрасте, опровергнув рекламу взрослых дядей, что не пиво губит людей, а вода. А разговор начать можно издалека, со своего дома, чтобы не насторожить подростка. Для любого ребёнка свой дом, свою крепость олицетворяют его родители. Здесь его любят, кормят, одевают и всю жизнь чему-нибудь учат. Но это в благополучной семье, а каким становится дом для детей с пьющими родителями? Расскажите подростку, что, когда он вырастет, то тоже заведёт семью, а у пьющих родителей дети страдают особенно – у них очень много всяких проблем и не только с наследственностью и здоровьем: им приходится изощряться, чтобы избежать побоев, не остаться голодными, не ходить в школу в лохмотьях, искать поддержку вне своего дома. Если такой сирота при живых родителях найдёт сочувствие у родственников или соседей, то, возможно, и не станет алкоголиком, если нет, то очень быстро сопьётся вместе со своими родителями. Если злоупотребляет спиртным только один родитель и издевается при этом над семьёй, то у большинства детей, спасающих свои жизни и жизнь матери от пьяного буяна, вырабатывается стойкий психологический иммунитет к употреблению спиртного и презрение к алкоголику.

Медики много пишут о наследственной предрасположенности к алкоголизму, и непьющие родители могут решить, что их детям алкоголизм не грозит. Это, конечно же, заблуждение, и они рискуют пропустить необходимость строгого контроля в подростковом возрасте, когда ребята собираются вместе и распивают спиртное, которое растормаживает. Привычка употреблять регулярно алкоголь перед дискотеками, во время встреч с друзьями как раз и развивает влечение к спиртному. Встречаются удивительные случаи тяги к спиртному, образовавшейся после длительного употребления в малых количествах настоев лечебных трав на спирту, причём в роду у этих людей алкоголиков не было отмечено. Чтобы избежать такого привыкания, нужно делать перерывы в приёме лекарств.

Расскажите своему ребёнку, что у алкоголика вся жизнь вертится вокруг выпивки, и, если её нет, то всё теряет смысл. Начинается алкоголизм, как правило, у мужчин до тридцати лет. Алкоголик не властен над самим собой, и все трезвенники мучаются рядом с ним, но он долго не признаётся в своей зависимости от спиртного. Болезнь несёт на себе печать порока, и семья находится в изоляции – соседи, знакомые трезвенники и даже родственники избегают контакта с ней.

Обо всём этом и о других негативных последствиях при регулярном злоупотреблении спиртным родители должны рассказывать детям, вступившим в подростковый возраст. Если ребёнок усвоит, что алкоголизм страшная болезнь, практически неизлечимая, что риск заболеть в подростковом возрасте повышен, поймёт, что Вы, уважаемые родители, очень за него переживаете, то будет избегать регулярно употреблять спиртное. Не утаивайте информацию от своих детей: расскажите про импотенцию алкоголиков, про алкогольное рабство, деградацию мозга, приведите примеры.

Не забывайте, что алкоголизм – это не наследственное заболевание, а болезнь с наследственной предрасположенностью. Не оставляйте подростков без присмотра взрослых, когда сами уезжаете – они могут развеселить себя алкоголем и тем самым создать положительную установку на спиртное. Если Вы видите, что слова Ваши не проникают в душу подростка, поведите к психологу или батюшке. Возможно, они смогут внушить доходчивее Вас, что жизнь – это великий дар.

Очень плохой пример показывают родители, если для снятия стресса напиваются в присутствии детей. Подростки могут навсегда запомнить, что Вы пили из слабости, заглушая жизненные проблемы алкогольным опьянением. Приучите детей на праздники готовить к столу разнообразные соки и коктейли без спиртного. Рассказывайте им постоянно всё, что Вы узнаете про алкоголь, его употребление, опасность отравления и заболевания. Берегите себя и своих детей, остерегайтесь вредных привычек.

 

свернуть

Профилактика зависимого поведения МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПРИТЧАМИ

подробнее...

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО АЛКОГОЛИЗМА НА ДЕТЕЙ

подробнее...

Удар по органам Вредное воздействие алкоголя на человека

подробнее...

10 популярных мифов о наркотиках

подробнее...

Как курение влияет на здоровье?

подробнее...

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров

подробнее...

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ

Памятка потребителя алкоголя

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГРУППЫ РИСКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ «НОВЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ» Методические рекомендации

В методических рекомендациях изложены результаты разработки комплексной трехуровневой программы профилактики аддиктивного поведения в форме зависимости от «новых психоактивных веществ» у подростков. Программа разработана на основе психодинамической и когнитивно-поведенческой традиций в сочетании с приемами поддерживающей (суппортивной) психотерапии, работы с иррациональными когнициями, проблемно-разрешающей, стрессовладающей психокоррекции. Для социальных и клинических психологов, специалистов по социальной работе, педагогов.

Саморазрушающее поведение подростков и методы его профилактики

  • Автор: Ботяновская Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры психологии и управления МОИРО
  • Скачать

Репродуктивное здоровье подростков: профилактика рискованного поведения

  • Автор: Мартынова Лариса Аркадьевна старший преподаватель кафедры психологии и управления МОИРО
  • Скачать

Организация тренингов по профилактике употребления алкоголя, табака, психоактивных и наркотических веществ

  • Автор: М.Е. Минова, Е.Ф. Михалевич, Т.А. Працкевич
  • Скачать

Профилактика наркопотребления среди старшеклассников: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования

Профилактика употребления алкоголя и психоактивных веществ в детско-подростковой среде

Основы полового воспитания в семье

Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Грамотно организованное половое воспитание должно способствовать социализации ребенка, давать возможность в более старшем возрасте самореализоваться ему как семьянину, способному на здоровые отношения.