Приемным родителям, усыновителям

Рекомендации родителям «Как себя вести в конфликте с ребенком»

  1. Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что ….?) или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.
  2. Четко сформулируйте, чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок.К примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».
  3. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составления письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (Вместо уборки в комнате – сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).
  4. Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия.Будьте гибкими, если желаете достичь главного – разрешения конфликта.
  5. Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям,желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто – то был не совсем искренним и на самом – то деле предложенный выход из ситуации кого – то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию. 

 

Предупреждение детско-родительских конфликтов. Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:

 

  • Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
  • Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
  • Стараться понять требования ребенка.
  • Помнить, что для перемен нужно время.
  • Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
  • Проявлять постоянство по отношению к ребенку.
  • Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
  • Одобрять разные варианты конструктивного поведения.
  • Совместно искать выход путем перемены в ситуации.
  • Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».
  • Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.
  • Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.
  • Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.
  • Использовать положительный пример других детей и родителей.
  • Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
свернуть

Конспект воспитательного мероприятия «Оптимизация детско-родительских отношений»

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Мероприятия, где родители – не пассивные зрители, а активные участники, являются эффективной формой работы с семьёй. Такие встречи повышают родительский авторитет, способствуют укреплению детско-родительских отношений, развивают у детей познавательный интерес, коммуникативные навыки.
развернуть

Цель занятия – создать условия для формирования партнёрских детско-родительских отношений.

         Задачи:

  1. обучить навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель – ребенок»;
  2. развить отношения партнерства и сотрудничества «родитель – ребенок»;
  3. создать положительную эмоциональную атмосферу в совместном творчестве;
  4. активизировать творческую деятельность.

         Участники: пары «родитель – ребенок» (4-5 пар). В группу входят учащиеся групп разных годов обучения и разных возрастных групп.

         Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, установление партнёрских отношений в семье каждого ребёнка.

         Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия (5 мин.) – учащиеся и педагог здороваются общим поклоном, педагог представляет участников друг другу, рассказывает кто из какой группы.
  2. Основное содержание – Состоит из двух блоков:

1) (20 мин.) Учащиеся по очереди приглашаются вперед для проведения разминки (каждая показывает некоторое количество движений, остальные учащиеся и их мамы повторяют; при этом, если кому-то что-то непонятно, учащаяся, которая ведет разминку в данный момент, должна объяснить, поправить), тем самым ребенок ставится в положение «взрослого», а мамы – на роль детей.

2) (10 мин.) В парах родитель – ребенок предлагается составить небольшую комбинацию из простых движений, причем в составлении комбинации и мама, и дочь должны принимать участие на равных, недопустимо, чтобы мама составила комбинацию, а ребенок просто ее повторил. Впоследствии каждая пара показывает составленную комбинацию.

  1. Рефлексия (3 мин.) – Предполагает ретроспективную оценку занятия в эмоционально-смысловом аспекте: понравилось – не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо – было плохо, почему.
  2. Ритуал прощания (2 мин.) – Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Педагог всех благодарит за хорошую работу, активность, творческий подход, умение слушать и слышать друг друга при работе в паре.

 

свернуть

Советы приемным родителям в процессе адаптации ребенка в семье

Важно увидеть, чего ребенок от вас ожидает больше всего, что для него является самым необходимым. Понаблюдайте, как ребенок выражает вам свою любовь. Очень может быть, что он общается с вами так, как ему хочется, чтобы вы с ним общались. То есть он изъясняется на понятном ему «языке любви». Например, если девочка постоянно говорит приемной маме о том, как мама красива, как она хорошо выглядит, то может оказаться, что ей самой требуются такие же слова поощрения. Если она чаще выражает свои чувства объятиями, поцелуями, то, скорее всего, ей самой хочется больше телесного контакта, прикосновений. Если ребенок заваливает вас открыточками,  дарит свои рисунки и поделки, то вполне может быть, что ему самому важно получать подарки. Когда ваш ребенок требует к себе все ваше внимание: «Давай поиграем, почитаем, погуляем», - то ответное внимание с вашей стороны и время, которое вы потратите на общение с ним, будет значить для него много. Кроме того, таким же выражением любви может стать ваша помощь ребенку в том, что он сам пока не может сделать самостоятельно.

 

Для того чтобы определить, что для вашего ребенка важнее всего в качестве подтверждения любви, можно:

- подумать о том, как ребенок выражает свою любовь окружающим;

- вспомнить, о чем он просит чаще всего;

- обратить внимание, на что ваш ребенок жалуется чаще всего;

- дать ему возможность выбрать из нескольких вариантов. 

 

Можно, например, сказать: «Мне хочется, чтобы мы как можно интереснее провели время. У меня сегодня почти нет дел. Что бы тебе хотелось – вместе погулять (внимание, время) или вместе приготовить вкусный обед для семьи (помощь)?» Или: «Я буду очень занята в ближайшие дни, дома буду находиться мало, я хочу сделать для тебя что-нибудь приятное. Я могу привести тебе что-нибудь в подарок или сочинить стихотворение в твою честь (поощрение)».

 

Кроме того, помощницей в подтверждении родительской любви может стать игра «Потому что…». В нее играют так: вам надо по очереди придумать продолжение фразы: «Я люблю тебя, потому что…» Это весело, почти не требует времени и вселяет в ребенка уверенность и спокойствие.

 

 

свернуть

На заметку родителям

подробнее...

Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению

Комплект книг по работе с детской травмой

Комплект книг по успешному родительству

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ