Отдел профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства

1. координирует деятельность учреждений образования, расположенных в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

2. признает несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении, осуществляет разработку и выполнение индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении;

3. организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

4. осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской ответственности и компетентности;

5. осуществляет оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми; обеспечивает учет данных о детях, находящихся в социально опасном положении, его своевременную актуализацию и на основе анализа данных осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

6. проводит консультативную работу со специалистами СППС учреждений образования соответствующей административно-территориальной единицы по вопросам социально-педагогической реабилитации детей и оказанию им психологической помощи, по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

Социально опасное положение: ответы на самые актуальные вопросы про СОП

Около 90% всех материалов, поступающих в координационный совет, затрагивают ситуации, когда родители ввиду разных причин сталкиваются с постановкой ребенка (детей) на учет, как находящегося в социально опасном положении (СОП). С 1 февраля 2019 года вступило в силу Постановление Совета Министров № 22 от 15 января 2019 года, которое детализировало процедуру выявления СОП и деятельность государственных органов.

Предлагаем разобраться, что такое СОП в реальности и что поменялось.

 

Что такое социально опасное положение?

         Признание детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), – процедура, направленная на выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и комплекс мер по ее устранению.

 

 Каковы критерии СОП?

         Согласно новому Постановлению, их всего три:

  1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):

         - родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;

         - родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;

         - родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

         - родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;

         - родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).

  1. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:

         - в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

         - в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

  1. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):

         - в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

         - в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;

         - установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

 

Какие государственные органы задействованы в процессе?

  • Местные исполнительные и распорядительные органы.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах).
  • Управление по образованию, спорту и туризму райисполкома.
  • Учреждения образования.
  • Организации здравоохранения.
  • Органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
  • Территориальные центры социального обслуживания населения.
  • Центры социального обслуживания семьи и детей.
  • Территориальные органы внутренних дел.
  • Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
  • Структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги.
  • Государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
  • Иные организации в пределах своей компетенции.

        

 Каким образом происходит процедура постановки в СОП?

         Процедуру постановки в СОП можно разбить на два этапа. Первый этап – условно «подготовительный», когда государственные органы выявляют, по их мнению, неблагополучную обстановку для ребенка и информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

         Второй этап включает в себя социальное расследование, обследование условий жизни и воспитания ребенка и принятие решения о благополучии либо неблагополучии для ребенка, влекущее за собой постановку в СОП.

         Социальное расследование инициируется учреждением образования ребенка. При необходимости к социальному расследованию привлекаются специалисты вышеуказанных государственных органов по месту жительства детей, с письменным уведомлением. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении. По результатам расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

         При обследовании условий жизни и воспитания ребенка оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка. В нем отражаются сведения о ребенке, родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка, а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей СОПа. Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка. При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

 

 В какие сроки проводится социальное расследование?

         Управление по образованию, спорту и туризму райисполкома не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет информацию в учреждение образования, в котором обучается ребенок, либо в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка – в отношении ребенка в возрасте до трех лет либо ребенка, который не зачислен в учреждение образования.

         В течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, руководителем учреждения образования принимается решение о составе комиссии по проведению социального расследования, сроке его проведения, порядке и сроке обследования условий жизни и воспитания ребенка, а также о дате проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

         На проведение социального расследования дается не более 15 рабочих дней. Обследование проводится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.

 

Что происходит на Совете профилактики?

         Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривает материалы проведения социального расследования и выносит одно из двух решений:

         1) либо обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка в СОП;

         2) либо рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

         В первом случае координационный совет рассматривает материалы в течение 14 дней и в свою очередь назначает заседание, о котором в обязательном порядке уведомляются родители ребенка. На заседании принимается одно из двух решений:

         1) признать ребенка находящимся в СОП и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами;

         2) рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

 

Что происходит, если ребенок признан в СОП?

         В случае, если ребенок признан в СОП, решение в течение трех рабочих дней направляется родителям и госорганам, ответственным за его реализацию.

         Один раз в три месяца координационный совет рассматривает исполнение решения по ребенку, находящемуся в СОП, совместно с родителями и госорганами. На заседании совет принимает одно из следующих решений:

         1) о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОП. Это включает в себя включение дополнительных мероприятий, изменение сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

          2) о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите;

         3) о прекращении исполнения решения о признании ребенка в СОП. Решение может быть прекращено по ряду оснований, предусмотренных закрытым перечнем: переезд семьи на новое место жительство; устранение причин, повлекших признание ребенка в СОП, или достижение ребенком возраста восемнадцати лет; избрание для ребенка меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы; смерть ребенка, а также объявление его умершим либо признание безвестно отсутствующим.

         Важно помнить: изъятие ребенка из семьи является исключительной мерой, которая предполагает наличие прямой угрозы жизни либо здоровью ребенка. Комиссия по делам несовершеннолетних уполномочена принимать решение об изъятии ребенка, находящегося на учете в СОП, на основании полученной информации об имеющейся угрозе для жизни и здоровья ребенка, в трехдневный срок. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. По истечении шести месяцев Комиссия принимает решение либо о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.



свернуть

ВОПРОС - ОТВЕТ

Какие документы учреждение образования предоставляет в Координационный Совет для признания несовершеннолетнего в социально опасном положении?

  1. Выписка из решения совета профилактики
  2. Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей)
  3. Информация по результатам социального расследования
  4. Предложения о мероприятиях.

Однако секретарь Координационного Совета при анализе полноты, достоверности и достаточности сведений по результатам социального расследования вправе запросить дополнительные документы.

В какой срок издается приказ о проведении социального расследования?

Приказ издается в день получения информации о неблагоприятной для детей обстановке или на следующий рабочий день.

Что необходимо обязательно включить в приказ о проведении социального расследования?

  1. Персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия)
  2. Срок проведения социального расследования, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка (в течение 3 дней)
  3. Дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  4. Ответственный за подготовку обобщенной информации

Где необходимо рассматривать результаты проведения социального расследования?

Результаты проведения социального расследования рассматриваются на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Какова периодичность рассмотрения исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении?

В решении о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении Координационным советом устанавливается периодичность рассмотрения данного решения, но не реже одного раза в квартал.

Какие документы предоставляет учреждение образования в Координационный совет по исполнению решения о признании в СОП?

Учреждение образования предоставляет информацию, которая включает анализ мероприятий, реализуемых только учреждением образования.

Какова роль педагога-психолога при проведении социального расследования?

В период проведения социального расследования (15 рабочих дней) педагог-психолог проводит психологическую диагностику несовершеннолетних и их родителей, направленную на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. Результаты диагностики должны быть отражены в обобщенной информации по итогам проведения социального расследования.

Нужно ли составлять акт при посещении семьи в ходе проведения социального расследования?

Комиссия составляет акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), который подписывают члены комиссии и представители государственных органов, государственных и иных организаций, посетивших семью. Родители, присутствующие при посещении, должны быть ознакомлены с актом. Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения, а также сведения о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) (часть 2 пункта 11 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении).

свернуть

Профилактические видеоролики

подробнее...

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков

В брошюре рассмотрены основные характеристики детско-родительских отношений, особенности эмоционального развития ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, составляющие эмоционального благополучия ребенка в семье, представлены модель коррекционно-обучающей программы по устранению нарушений в детско-родительских отношениях на основе интерактивного подхода, цикл занятий для родителей младших школьников, рекомендации для родителей по улучшению детско-родительских отношений с детьми.
🎈ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 🎈