Координационный совет

     Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» — один из главных документов, определяющих работу по профилактике семейного неблагополучия и предотвращения социального сиротства. Для организации работы по этому направлению и с целью контроля в районе создан Координационный совет по реализации норм и положений Декрета №18, который включает в себя руководителей всех служб, занимающихся решением этой проблемы.

     На сегодняшний день в него входят четырнадцать представителей различных сфер деятельности: идеологической работы, социального обслуживания, медицины, РОВД, РОЧС, жилищно-коммунального хозяйства и др. Возглавляет совет заместитель председателя райисполкома Игорь Владимирович Шакун. Начальник управления по образованию, спорту и туризму райисполкома Татьяна Николаевна Крикало и заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома Ирина Леопольдовна Жданюк являются заместителями, а директор районного социально-педагогического центра Светлана Ивановна Мучинская – секретарем.

     За 10 месяцев 2020 года состоялось 26 заседаний Координационного совета, где было принято 287 решений. Утверждали план работы, анализировали вопрос возмещения денежных средств, потраченных государством на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участие общественных пунктов охраны правопорядка в профилактике семейного неблагополучия вследствие аморального образа жизни родителей, выполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22.

    Большое внимание в работе по реализации норм и положений Декрета №18 уделяется раннему выявлению детей, находящихся в социально неблагополучных условиях, и дальнейшей помощи им. Всем психолого-педагогическим службам учреждений образования, комиссиям по делам несовершеннолетних поселковых и сельских исполнительных комитетов, другим заинтересованным службам доведена информация о пошаговых действиях в случае выявления таких ребят, ведения социального расследования, установления фактов угрозы жизни и здоровья несовершеннолетних, помещения их в специализированные учреждения, взыскания средств с лиц, лишенных родительских прав, закрепления жилья за детьми-сиротами. За каждой семьей, где дети находятся в социально опасном положении, закреплены должностные лица для оказания конкретной и действенной помощи.

   Одна из главных задач, стоящих перед государственными службами в ходе реализации Декрета №18, — полное возмещение родителями расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении. Практика показывает, что полностью возместить расходы очень трудно. Из всех лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, в полном объеме это делают лишь единицы. Причины здесь разные. Это и низкая заработная плата обязанных лиц, и то, что некоторые из них находятся в розыске или уже в местах лишения свободы, лечатся от алкоголизма. Проблематично полностью вернуть расходы и тем, кто по возрасту вышел на пенсию. Есть и такие, кто трудоустроен, но уклоняется от работы. Ежемесячно на каждом заседании Координационного совета по реализации Декрета №18 детально анализируется работа всех служб, по каждому обязанному лицу даются конкретные поручения. Взыскатели работают в тесной связи с нанимателями, «прогульщики» привлекаются к уголовной и административной ответственности, направляются на лечение в ЛТП, доставляются на работу.

     В текущем году перед Координационным советом по реализации Декрета №18 для максимального взыскания средств стоит задача минимизировать количество обязанных лиц, уклоняющихся от трудоустройства и работы, обеспечив оперативное и четкое реагирование на совершаемые ими прогулы.

     Координационный совет по реализации норм положений Декрета №18 видит перед собой и другие задачи: всю работу, в первую очередь с теми семьями, где дети находятся в социально опасном положении, проводить качественно, помощь и поддержку с целью недопущения ситуаций семейного неблагополучия и угрозы жизни и здоровья детей оказывать своевременно, при этом обеспечить согласованную работу всех заинтересованных служб. Помимо этого, с каждым днем все более актуальной становится работа по пропаганде полной семьи и семейных ценностей, которой также планируется постоянно уделять большое внимание.

 

Секретарь координационного совета - Мучинская Светлана Ивановна

контактный телефон -  (01772) 58323

ПРИЁМ ДОКУМЕНТОВ:

понедельник - с 09.00 до 12.00, с 14.00 до 17:00

вторник -  с 09.00 до 12.00, с 14.00 до 17.00

среда - с 9.00 до 12.00, с 14.00 до 17.00

четверг - с 09.00 до 12.00, с 14.00 до 17.00

пятница - c 9.00 до 13.00

Документы на координационный совет

Перечень документов, предоставляемых в координационный совет Воложинского райисполкома в случаях:

1.Признания ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Обобщенная информация по результатам социального расследования
  5. Предложения о мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего
  6. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие показатели и критерии социально опасного положения

 

2.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, через 3 месяца

  1. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

 

3.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и необходимости включения дополнительных мероприятий

  1. Обращение в координационный совет
  2. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  3. Предложения о дополнительных мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего

 

4.Направления в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите 

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Информация по результатам сопровождения семьи с выводами о необходимости признания НГЗ
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие необходимость признания НГЗ

 

5.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в случае признания его нуждающимся в государственной защите

  1. Обращение в координационный совет
  2. Копия постановления комиссии по делам несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите

 

ВАЖНО

На основании проведенной работы и рассмотрении выполнения мероприятий на заседании совета профилактики, учреждение может принять решение о ходатайстве в координационный совет об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Также прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть:

- в связи с переездом семьи на новое место жительство,

- по достижении ребенком возраста восемнадцати лет,

- в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы,

- в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

6.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (если переехали, то с нового места жительства)
  4. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие устранение причин и условий социально опасного положения
  6. Копия документа, подтверждающего передачу документов на несовершеннолетнего в КС иного района и учреждение образования.
свернуть

Анализ исполнения решения координационного совета

ОБРАЗЕЦ

(на бланке учреждения образования)

Дата, исх. №

 

Председателю координационного совета по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь №18 от 24.11.2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Воложинского райисполкома

Шакуну И.В.

 

Анализ исполнения решения координационного совета от (дата КС, номер протокола) в отношении семьи несовершеннолетнего (ФИО ребенка, дата рождения), находящегося в социально опасном положении

 

Руководство ГУО «_____________________________», сообщает, что решением координационного совета от (дата КС о постановке, номер протокола) несовершеннолетняя(ий) (ФИО ребенка, дата рождения), проживающий по адресу:____________________, признан находящимся в социально опасном положении. по следующему(им) критерию(ям):

 (указать критерии и показатели)

Работа с семьёй несовершеннолетнего проводилась согласно мероприятиям по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего.

В ходе реализации мероприятий семья несовершеннолетнего ежемесячно посещалась по месту жительства с целью ………………(указываем цель) (акты обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетнего от ……… - указать даты посещений). По результатам посещения семьи несовершеннолетнего установлено, …………….. (прописать, что установлено).

(далее по тексту описывается:

- что выполнено из запланированных мероприятий;

- что было запланировано, но не выполнено).

 (Далее, как вывод, описываете результат проведенной работы, наличие или отсутствие положительной динамики)

ПРИМЕР: В настоящее время в работе с семьей Иванова И.И. 11.11.2011 г.р., прослеживается (отсутствует) положительная динамика, мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего, реализованы в полной (не в полной) мере.

Заключение: руководство ГУО «___________» считает целесообразным продолжить работу с семьей по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего.

Дата

Педагог социальный/педагог-психолог                                     ФИО

                                                                            (подпись)

Директор (заведующий)                                                                ФИО

                                                   (подпись, печать)

свернуть

Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

 

При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, но при условии продолжения обучения в том же учреждении образования, учреждение образования информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.

 

При переходе несовершеннолетнего, состоящего в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, в другое учреждения образования (из СПЦ в д/у, из д/у в школу, из школы в другую школу, из СШ в СУЗ/ПТУЗ/ВУЗ) учреждение образование передает следующие документы:

- копию выписки координационного совета о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- последний анализ исполнения решения КС;

- копию последней выписки КС;

- копия последнего акта посещения семьи;

- педагогическую характеристика семьи;

- подробную информацию, послужившую основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (информация из РОВД, УО, КДН, копии входящей и исходящей документации по данной проблеме).

 

ВАЖНО: Документы передаются с сопроводительным письмом, копия которого передается в координационный совет с ходатайством о внесении изменений и дополнений либо о прекращении исполнения решения КС.

свернуть

Участие педагога-психолога в проведении социального расследования

Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.

Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие. 

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь):

  • Беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи и т.д.);
  • Психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
  • Изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;
  • Анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Диагностические методики для работы с родителями:

  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
  • Методика «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
  • «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко;
  • «Шкала общения родителя с ребенком» А.И. Баркан;
  • «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан;
  • «Лики родительской любви» С.С. Степанов;
  • «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):

  • Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) («Интервью с ребенком» А.И. Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);
  • «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);
  • Проективная методика Р. Жиля (с 4 лет);
  • «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, Д. Антони (по ред. А. Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);
  • «Цветовой тест отношений» А. Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);
  • «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева (с 2,5 лет);
  • «День рождения» М. Панфилова (старший дошкольный возраст);
  • «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И. Баркан (с 3 лет);
  • «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (приблизительно с 6 лет);
  • Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М.А. Ковальчук);
  • Метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (школьники);
  • Методика «Подростки о родителях»  (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына).

По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:

  • Протокол диагностического обследования;
  • Психолого-педагогическая характеристика семьи;
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • Рекомендации по работе с несовершеннолетним и его семьей для педагогов (педагога социального, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника), родителя, других специалистов, работающих по реабилитации семьи. 

Требования к оформлению документов:

  • Дата;
  • Подпись исполнителя;
  • Гриф «Утверждаю» руководителя учреждения/подпись под документом (в случае, если документ покидает учреждение);
  • Считается корректным указание в характеристике перечня, использованного диагностического инструментария.

Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.

В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.

В него входит:

  • Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование.
  • Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).
  • Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается тренинг (групповая работа). Если на базе вашего учреждения имеется возможность организации подобной группы, эффективность работы значительно повышается. В группу не обязательно должны входить родители, чьи дети признаны находящимися в СОП. Вы можете пригласить на занятия опекунов. Часто ими становятся бабушки, которым иногда не вредно напомнить, как воспитывать внуков. Случается, что опеку оформляет родственник, у которого нет своих детей, для него информация, полученная от вас, будет бесценна. В работе группы могут принять участие молодые родители, у которых это первый ребенок, и кто чувствует в себе неуверенность в вопросах воспитания).

В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.

В случае, если в семье наблюдаются серьезные психологические проблемы, например, разлад в супружеских и/или детско-родительских отношениях, и объективно глядя собственными силами семью спасти не удается, не стесняйтесь обращаться за помощью. Направьте родителей к психотерапевту, супружескому психологу. Пропишите это условие в мероприятия. Дайте им еще одну возможность выхода из кризисной ситуации.

Если обобщить все сказанное выше, то вытекает следующий вывод: семья, где ребенок признан находящимся в СОП – это особая семья, с особым к ней отношением. Это семья, которой вы нужны больше всего, и которая самостоятельно со своими проблемами справиться не в состоянии. А тяжелее всех в такой семье приходится ребенку. Как следствие ограничиться мероприятиями, которые и так запланированы и проводятся со всеми детьми в вашем учреждении образования не получится. Для реабилитации семьи должны быть предложены мероприятия, разработанные индивидуально для этой семьи и под конкретного ребенка. И направлены эти мероприятия на помощь семье в целом и ребенку в частности. Дайте ему максимум того, что вы знаете и умеете, помогите наверстать упущенное, почувствовать то, что он может быть, никогда не испытывал. Даже если вам не удастся помочь родителям, и будет принято решение изъять ребенка из семьи, дайте по максимуму ребенку – это не проходит бесследно.

Примечание:

  • Мероприятия формируются государственными органами, государственными иными организациями на основании гл.6 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22) и в пределах обозначенных компетенций.
  • Рекомендуем составлять перечень мероприятий не менее, чем на три месяца, но не более, чем на полгода.
  • Анализ и контроль реализации мероприятий проводить не реже одного раза в квартал (через три месяца с момента постановки ребенка в СОП).
  • Государственным органам, государственным и иным организациям необходимо ежеквартально предоставлять секретарю координационного совета (за подписью руководителя) анализ выполнения мероприятий и предложения по дополнению указанных мероприятий, об изменении сроков их исполнения и ответственных исполнителей.
свернуть
2021
март
17 марта, среда

Заседание координационного совета Воложинского райисполкома по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006  № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

подробнее...